В условиях, когда организации приходится решать сложные задачи и приспосабливаться к изменениям во внешней среде, все отчетливее видны недостатки бюрократических организационных структур. Современные организационные процессы указывают на потребность в мобильных и интеллектуальных организациях, деятельность которых соответствует тенденциям развития общества.
За последние десятилетия изменились условия труда, и коренным образом поменялся сам характер работ:
от неквалифицированной монотонной работы – интеллектуальной работе;
от шаблонных задач – к новаторству и инновациям;
усиление роли образования и внимания к людям;
от выполнения отдельных функций – к работе над проектом;
от одной профессии – к широкой специализации;
от власти руководителей – к власти потребителей;
от координации сверху – к коммуникациям на каждом уровне;
от централизации – к децентрализации.
В связи с этим на смену жестким иерархическим структурам приходят более мобильные и гибкие структуры органического типа. Такие структуры управления стали развиваться с конца 70-х годов ХХ века как реакция менеджмента на усложнение условий сбыта продукции. Органическая структура придает организации способность подобно живому организму быстро реагировать на требования внешней и внутренней среды. Она призвана раскрепостить инициативу персонала, направить ее на более полное использование рыночных возможностей.
|
|
Органическим называется такой тип структуры управления, который характеризуется индивидуальной ответственностью каждого работника за общий результат. Он отвергает необходимость в детальном разделении труда по видам работ и формирует такие отношения между участниками процесса управления, которые диктуются не структурой, а характером решаемой проблемы.
Главным свойством таких структур, известных в практике управления как гибкие и адаптивные, является присущая им способность сравнительно легко менять свою форму, приспосабливаться к новым условиям, органически вписываться в систему управления. Как правило, они формируются на временной основе, на период реализации проекта или достижения поставленных целей.
Органический тип представляет собой централизованную организацию управления, для которой характерны:
использование стратегии организации в качестве интегрирующего фактора работы персонала;
отказ от формализации и бюрократизации процессов и отношений;
сокращение числа иерархических уровней;
высокий уровень горизонтальной интеграции между персоналом;
постоянная готовность персонала к осуществлению перемен;
|
|
ориентация культуры взаимоотношений на кооперацию, взаимную информированность и самодисциплину.
Разновидностями органического типа структур являются проектные, матричные, программно-целевые, бригадные и сетевые формы организации управления.
Гибкость органических структур, обусловленная отсутствием необходимости в многочисленных формальных согласованиях в процессе принятия решений, обеспечивает незамедлительную реакцию торговых организаций на изменения спроса. Небольшие предприятия торговли получают возможность быстро переориентировать потенциал работников на совместное решение новых задач.
Необходимо отметить, что организационная структура - это не застывшая форма, подобная каркасу здания. Поскольку организационные структуры основываются на планах, то существенные изменения в планах могут потребовать соответствующих изменений (реорганизации) в структуре. В настоящее время успешно функционирующие организации регулярно оценивают степень адекватности своих организационных структур и изменяют их так, как это требуют внешние условия. В свою очередь, требования внешней среды определяются в ходе прогнозирования, планирования и контроля.