К. Менгер о «хозяйстве робинзона», экономических благах и их стоимости

КАРЛ МЕНГЕР (1840-1921) - ученый-экономист с мировым именем и глава «австрийской школы» маржинализма. Несмотря на дворянское происхождение, он придерживался либеральных взглядов на проблему социально-эк-кого развития общества, которые, очевидно, сложились еще в годы учебы на юридических факультетах университетов в Вене и Праге. В 27 лет защитив в Кракове диссертацию, некоторое время работал в качестве журналиста, затем экономическим обозревате­лем при правительстве Австрии в Вене.

Менгер издал в 1871 фундаментальный, как выясни­лось впоследствии, труд под названием «Основания политической экономии». В окружении своих коллег и единомышленников, которые стали называть себя учениками школы Менгера, ему удалось создать серьезную «оппозицию» в борьбе с господствовавшими в эк-кой науке парадигмами классической политической экономии о безусловном приоритете сферы пр-ва и о затратной природе происхождения стои­мости товара.

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОЛОГИИ. «Основания» Менгера, вдохновившие его последователей в Венском университете на дальнейшие научные изыскания в соот­ветствии с «новыми» методологическими принципами «учителя», способствовали в конечном счете тому, что на всем протяжении первого этапа «маржинальной революции» из трех общеизвестных родо­начальников маржинальной экономической теории наибольшее признание имел именно он – основоположник «австрийской школы». Связано это с тем, что в отличие от методологии У. Джевонса и Л. Вальраса менгеровская методология исследования сохра­нила отдельные ключевые позиции методологии «классиков». Это, во-первых, отсутствие в экономическом анализе средств математики и геометрических иллюстраций. Во-вторых, использование принципа базовой категории, которой считается стоимость с той только разницей, что последняя, по Менгеру, должна определяться хотя и по каузальному принципу, но не в связи с изме­рением издержек пр-ва, а в связи с предельной полезностью. И, в-третьих Менгер считает первичной не сферу пр-ва, а сферу обращения, т.е. спрос.

КОНЦЕПЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ БЛАГ И ИХ КОМПЛЕМЕНТАРНОСТИ. В первой главе «Оснований», речь идет о делении эк-ких благ на порядки и обосновывается принцип комплементарности (дополняемости) производительных благ. «Если мы располагаем компле­ментарными благами какого-либо высшего порядка, то сперва эти блага должны быть преобразованы в блага ближайшего низшего и так далее, пока мы не получим блага первого порядка, которые мож­но уже непосредственно применить к удовлетворению наших по­требностей. Промежутки времени, лежащие между отдельными фа­зами этого процесса... все же вполне исчезнуть не могут». Итак, по Менгеру, непосредственное удовлетворе­ние потребностей человека обеспечивает распоряжение благом пер­вого порядка, а обладание благами второго, третьего и более отда­ленных порядков требует, чтобы их «опосредованным образом» мож­но было бы «применить к удовлетворению наших потребностей». При этом ценно замечание ученого о том, что «мы ни в коем случае не в состоянии употребить единичное благо высшего порядка на удов­летворение наших потребностей, если в то же время не располага­ем остальными (комплементарными) благами высшего порядка», поскольку, не имея, например, «в своем распоряжении... для про­изводства хлеба... блага второго порядка (без топлива и воды). .. хлеб не может быть изготовлен даже при наличии... всех остальных необходимых для этого благ». Автор «Оснований» аргументирует положение о том, что блага высшего порядка становятся употребимыми в соответствии с «зако­нами причинности» и «лишь по истечении промежутка времени», подвергаясь «изменению», превращаются в блага первого порядка, т.е. в состояние, которое можно назвать удовлетворением человечес­ких потребностей. Блага высшего порядка, продолжает Менгер, выступают в качестве «средств для пр-ва», и отсюда «вытекает закон, по которому действительная надобность в отдельных благах высшего порядка по отношению к определенным промежуткам времени обусловлена наличием в нашем распоряжении комплементарных количеств соответственных благ высшего порядка».

По его мнению «критерием экономического характера благ» не может быть «затраченный на благо труд», так как «его нужно искать исключительно в отношении между надобностью в благах и количеством благ, доступным распоря­жению». В развитие этой позиции ученый уточняет, что если предоставленные природой в распоряжение чело­века блага превышают потребность в них, то они тогда могли бы сохранить «для потребителей экономический характер, когда тот, кто обладает властью, устраняет остальных хозяйствующих субъек­тов от свободного распоряжения ими».

ТЕОРИЯ СТОИМОСТИ («ВМЕНЕНИЯ»). В третьей главе «Оснований», разрабатывая теорию стоимости, определяемую предельной полезностью, Менгер как бы заново открыл «законы Госсена». Он убежден, что ценность эк-ких благ выявляется человеком в процессе удовлетворения потребностей, т.е. тогда, когда он сознает зависимость от их нали­чия в своем распоряжении; соответственно не имеют для человека никакой ценности, в том числе потребительной, только неэк-кие блага. Кроме того, поясняет, что «ценность не есть нечто присущее благам, не свойство их, но, наоборот, лишь то значение, которое мы, прежде всего, придаем удовлетворению наших потреб­ностей...». Чтобы подтвердить такого рода суждение, К. Менгер приводит пример оазиса, где вода из источника, покрывающая все потребности людей в ней, не имеет ценности и, наоборот – вода приобретает для жителей оазиса ценность, когда внезапно поступ­ление воды из источника сократится настолько, что распоряжение определенным количеством воды станет необходимым условием для удовлетворения конкретной потребности жителя оазиса.

В итоге возникает менгеровская субъективистская трактовка цен­ноcти ставшая впоследствии общей исходной позицией «австрий­ской школы», а именно: «Ценность – это суждение, которое хозяй­ствующие люди имеют о значении находящихся в их распоряжении благ для поддержания их жизни и их благосостояния, и поэтому вне их созна­ния не существует». Но какова мера ценности, если она не сущест­вует вне сознания? Ответ К. Менгера лаконичен: «Ценность субъек­тивна не только по своему существу, но и по своей мере».

По его мнению, «затраты труда и его количества или других благ на производство того блага, о ценности которого идет речь, не находятся в необходимой и непосредственной связи с вели­чиной ценности». Причем и здесь К. Менгер использует «доказа­тельство», обращаясь к примеру о ценности бриллианта и давая ком­ментарий, суть которого такова: величина ценности этого минерала не зависит оттого, нашли ли его «случайно» или он «добыт из месторождений путем затраты тысячи рабочих дней», так как опреде­ляющим моментом «при обсуждении его ценности» считается то ко­личество «услуг», которого можно лишиться, не будь его в нашем распоряжении.

Блага высшего порядка рассматриваются Менгером в качест­ве неизбежной предпосылки производства благ. Причем к их числу он предлагает относить не только совокупность сырых материалов, труд, используемые участки земли, машины, инструменты и пр., но и «пользование капиталом и деятельность предпринимателя». Далее следует серьезное замечание ученого о том, что «не строго только определенные количества отдельных благ высшего порядка вступа­ют в соединение в процессе производства друг с другом, как это бывает при химических реакциях... Наоборот, самый элементарный опыт учит нас, – заключает он, – что блага высшего порядка могут произвести определенное количество какого-нибудь блага низшего порядка, находясь в самых разнообразных количественных от­ношениях друг к другу...». Следовательно, распоряжение благами низшего порядка, требующими комплементарных количеств благ высшего порядка, в реальной действительности не сопряжено с жесткой регламентацией.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: