Общая характеристика классической политической экономии

КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ – эк-кое течение, призванное для решения проблем частного предпринимательства. Задача классической школы состояла в том, «чтобы показать, каким образом богатство приобретается в рамках отношений буржуазного пр-ва, сформировать эти отношения в виде категорий и законов и доказать, что эти законы и категории гораздо удобнее для пр-ва богатства, чем законы и категории феодального общества (К. Маркс).

С определенной условностью в развитии классической политэкономии можно выделить следующие этапы: ПЕРВЫЙ ЭТАП – период с конца 18в., характеризуется расширением сферы рыночных отношений, аргументированных опровержений идей меркантилизма. Главные представители: У. Петти, П.Буагильбер. Завершается первый этап школой физиократов (Франция), лидером которой был Ф. Кенэ. ВТОРОЙ ЭТАП охватывает период последней трети XVIII в., и связан с именем и трудами А. Смита. ТРЕТИЙ ЭТАП – первая половина XIX в., когда в ряде развитых стран завершился промышленный переворот. В этот период шел процесс углубленной переработки и переосмысления идей и концепций А. Смита. Классическая политэкономия обогащается принципиально новыми и значимыми теоретическими положениями. Среди представителей этого этапа выделяются французы Ж.Б. Сэй, Ф. Бастиа, англичане Д.Рикардо, Т.Мальтус, Н.Сениор и др. ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП – вторая половина XIX в. Дж.С.Милль, К.Маркс обобщили лучшие достижения классической школы, а также выдвинули ряд новых идей.

Характерные особенности классической политэкономии: - неприятие протекционизма в эк-кой политике государства и отстаивание принципа эк-го либерализма; главный принцип – «Laissez faire» (представьте делам идти своим ходом); - преимущественный анализ проблем сферы пр-ва в отрыве от сферы обращения; - выработка и применение прогрессивных методологических приемов исследования, включая причинно-следственный, дедуктивный и индуктивный, логическую абстракцию; - выявление механизма формирования стоимости товаров и цен на рынке в связи с издержками производства, или количеством затраченного труда; - концепция «эк-го человека» стремящегося к собственной выгоде, улучшению своего положения; - эластичность численности рабочих по заработной плате выше единицы, то есть любое увеличение заработной платы ведет к росту численности рабочей силы, а любое уменьшение – к уменьшению численности рабочей силы; - целью предпринимательской деятельности является максимизация прибыли: главный фактор увеличения богатства – накопление капитала; - эк-кий рост достигается путем производительного труда в сфере материального производства; - деньги – стихийно выделились из мира товаров; орудия, облегчающее процесс обмена товарами; их нельзя «отменить» никакими соглашениями между людьми.

«Классическая школа» повела борьбу с политикой меркантилистов. Она противопоставила эмпиризму меркантилистов – профессионализм, достижения науки того времени, развернула фундаментальные теоретические исследования. По существу «классики» заново сформулировали предмет и метод изучения эк-кой теории. Рост мануфактуризации (а затем индустриализации) выдвинул на первый план промышленное пр-во, которое отодвинуло торговый и ссудный капитал. Отсюда в качестве предмета изучения на первое место выдвинулась сфера производства.

В период классической школы экономика приобрела черты научной дисциплины, изучающей проблемы экономики свободной конкуренции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: