Концепция стоимости в трудах Т. Веблена («эффект Веблена») и ДЖ. Коммонса

«Эффект Веблена». В теории «праздного класса», судя по содержанию одноименной книги Т. Веблена, отношение этого «имущего непроизводственного» класса к экономическому процессу характеризуется как отно­шение «стяжательства, а не производства, эксплуатации, а не по­лезности». Этот класс, по Веблену, предпочитает «обычаи мира биз­неса», сложившиеся «под направляющим и избирательным действием законов хищничества или паразитизма». В частности, для предста­вителей именно этого класса могут, очевидно, существовать особые цены на товары, символизирующие показатель их «престижности», а не истинное проявление закона спроса, что ныне принято назы­вать «эффектом Веблена». Последний характеризует ситуацию, при которой снижение цены на товар воспринимается покупателем как ухудшение его качества или утрата его «актуальности» либо «пре­стижности» среди населения и тогда этот товар перестает пользо­ваться покупательским спросом, а в обратной ситуации, напротив, объем покупок с ростом цены может возрасти. Поэтому «финансо­вые слои, – заключает Т. Веблен, – имеют известную заинтересо­ванность в приспособлении финансовых институтов... Отсюда более или менее последовательное стремление праздного класса направлять развитие институтов по тому пути, который бы отвечал денежным целям, формирующим экономическую жизнь праздного класса». Итак, эволюция общественной структуры – это, говоря словами Т. Веблена, «процесс естественного отбора институтов» в «борьбе за существование».

Правовой аспект Коммонс использовал в выдвинутой им КОНЦЕПЦИИ СТОИМОСТИ, в соответствии с которой стоимость товар­ной продукции есть не что иное, как результат юридического согла­шения «коллективных институтов». К последним он относил со­юзы корпораций, профсоюзов, выражающих профессиональные интересы социальных групп и слоев насе­ления.


Билет №25


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: