Процесс создания древнего русского единого государства требовал установления определенного религиозного, идеологического, общного и превращения Киева в религиозный центр славян. Это понимал Владимир I (980-1015). Он проводил религиозные реформы в 2 этапа.
1)пытается выделить из всех языческих богов, пытается выделить пантеон и во главу поставить Перуна. Но т.к. племенные союзы верили в разных богов, I этап оказался неудачным.
2) После этого князь обращается к мировым религиям: христианство, магометанство, иудейство.
В итоге Владимир I делает выбор христианства:
1)язычество приводило к изоляции Руси от христианского мира Европы и тормозило развитие международных связей и торговли.
2)язычество мешало стабилизации и укреплению феодального строя на Руси.
3) требовалась новая идеология, которая помогала утверждать строгие новые отношения: господство и подчинение.
4)монотеизм христианской религии укреплял авторитет княжеской власти, способствовал единству Руси.
5) появившееся социальное неравенство на Руси требовало идеологию, которая могла утешить людей, обещая улучшить жизнь в ином мире.
Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит (Константин патриарх), в области эпископы, которым подчинялись священники в городах и селах.
Всё население страны было обязано платить налог – десятину.
Значение принятия христианства.
1)принятие христианства укрепило государственную власть и территорию единства всей Руси.
2)произошло изменение статуса Руси в системе международных отношений. Русь стала цивилизационным государством, которое поддерживало признание нормы и правила поведения.
3)Киевская Русь вошла в Византийское сообщество и начала усваивать Древнюю культуру.
4) принятие христианства привело к смягчению нравов и т.д.
5)христианство на Руси было принято Восточными византийцами. Христианство было названо православием – истинная вера. Русское православие ориентировало человечества на духовных преображениях и оказало огромное влияние на формирование менталитета.
6) распространенное православное мировоззрение способствовало к пониманию смысла жизни. В целом православие в Древней Руси в качестве государственной религии определяло особенности развития российской цивилизации.
Постепенно в стране складывались политические, экономические, культурные традиции подобные византийским.
Авторитарная государственная власть, которая господствовала над церковью и обществом, преобладала в церкви функцией поучения человечества, а не объяснению мира. И это стремление воплотить в мирной божественный идеал. Но приобретя византийское наследие, наша церковь сама оказывала сильное влияние на политическую организацию общества.
Роль церкви.
При церквах и монастырях появились школы и библиотеки, первые из которых были открыты по инициативе самого князя Владимира. Здесь же трудились первые русские летописцы, переписчики и переводчики известных церковных и светских сочинений, художники-иконописцы.
Содействовала церковь и развитию хозяйства страны. Видные церковные деятели, а также монастыри уже в XI—XII вв. получили от великих князей земельные владения и развернули на них собственное хозяйство.
Устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первой половине XIII в. начинается оформление церковной юрисдикции. Теперь в компетенцию церкви входит рассмотрение дел о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела. Церковь также имела весомое значение и в международных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквами.
Церковь пропагандировала человеколюбие, терпимость, уважение к родителям и детям, к личности женщины-матери и призывала к этому народ. Значительную роль церковь играла и в укреплении единства Руси. Церковные деятели в дальнейшем не раз выполняли роль миротворцев в княжеских распрях.
Таким образом, церковь способствовала изоляции Руси от западноевропейской культуры. Для Руси такое заявление церкви являлось неприемлемым, так как Русь сотрудничала со многими западноевропейскими странами, проповедовавшими католическую религию.