Указом от 15 декабря 1702 Петр 1 объявил об издании первой русской газеты. “Ведомости” предназначались “для извещения оными о заграничных и внутренних происшествиях”.
“Куранты”, или “Вестовые письма” (1621 - старейший экземпляр, дошедший до нас) - рукописная газета, существовавшая до петровских “Ведомостей”, носила характер информации о событиях за рубежом (о политике, военных планах, дипломатических актах). Материалы готовились чиновниками посольского приказа, которые преимущественно отбирали и переводили материалы из зарубежных газет, пользовались и сообщениями лиц, проживающих за границей. Это была газета для царя и узкого круга придворных.
В отличие от “Курантов” петровские “Ведомости” - первая газета, рассчитанная на широкие круги русских читателей, предназначенная для продажи в мир. “Ведомости” носили преимущественно информационный характер. Отдельные номера выходили под названием “Ведомости московские”, “Российские ведомости” и др.
С момента своего появления “Ведомости” носили ярко выраженный агитационный характер. Она отражала насущные потребности эпохи крупных преобразований в России: пропаганда новой науки, культуры, необходимости и справедливости войн со Швецией и Турцией, сообщения об обороноспособности страны, о превосходстве ее военной стратегии, о развитии экономики и т.д. С помощью газеты правительство впервые обратилось к общественному мнению, стремясь получить его поддержку, убедить читателя в необходимости проводимых мероприятий.
|
|
В первом дошедшем до нас печатном номере “Ведомостей” от 2 января 1703 (от 17 и 27 декабря 1702 сохранились только рукописные копии) сообщалось: “Повелением его величества московские школы умножаются, и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили”.
“Из Персиды пишут: Индийский царь послал в дарах великому Государю нашему слона и иных вещей немало”.
Эти известия должны были вызвать чувство гордости за развитие просвещения и за рост международного авторитета России.
Газета часто писала о богатстве недр русской земли: “Из Казани пишут: на реке Соку нашли много нефти и медной руды, из той руды медь выплавили изрядну, от чего чают немалую быть прибыль московскому государству”.
Большое внимание уделялось военной информации, в том числе о Северной войне. Особенно интересна корреспонденция Петра 1 о Полтавской битве, напечатанная 2 и 15 июля 1709. Петр писал о храбрости, силе духа русских солдат.
Также в газете велась пропаганда партизанской войны против шведов (писала об олонецком попе Иване Окулове - партизане).
Поскольку “Ведомости” были правительственной газетой, то в материале о восстании Кондратия Булавина Кондратий был назван “вором” и “богоотступником”.
|
|
Содержание “Ведомостей” представляет большой исторический интерес, в этой газете много фактических сведений, ясно выражен правительственнй взгляд на политические события.
Об интересе читателей говорит тот факт, что статьи переписывали от руки, они дошли до нас в виде рукописных сборников.
До 1711, когда газета издавалась в Москве и в Пб, ее редактором был Федор Поликарпов, директор Печатного двора, с переводом газеты в Пб ее редактором стал директор Петербургской типографии, Михаил Аврамов.
Основной жанр - информация, однако в “Ведомостях” можно видеть истоки и других газетных жанров (корреспонденция, газетный репортаж - сообщение о празднествах, иллюминациях).
Большое место занимала иностранная информация, что объяснялось усилением экономических и культурных связей с европейскими странами.
Петр 1 сам редактировал отдельные номера газеты, руководил корректурой и подбором материала, привлекая к участию своих сподвижников, Меньшикова, Апраксина, Шафирова и др., чьи письма, реляции и донесения появлялись на страницах “Ведомостей”. Петр следил и за внешним оформлением газеты.
Печатные “Ведомости” продавались за 1- 4 деньги (1 деньга =? копейки), а иногда раздавались народу бесплатно.
Первыми “штатными работниками” были Борис Волков - переводчик посольского приказа (работает в “Ведомостях” с 1719) и Яков Синявич (тоже переводчик, был призван указом Петра от апреля 1720 отвечать за расширение информации о внутренней жизни страны).
Формат: восьмая доля листа. Версталась из небольших заметок в одну колонку без заголовков.
Выходила нерегулярно: 1703 - 39 номеров, 1705 - 46 номеров, 1718 - один номер.
Тираж тоже непостоянен (от 50 - 100 до 1000, а номер от 22 марта 1703 вышел 4000 тиражом).
С 1719 печатание газеты перевели в Петербург (Пб). Газета печаталась сначала славянским шрифтом, а с 1710 - гражданским.
54. Уникальное торговое предложение (УТП), его сущность и практика использования в рекламных обращениях. Виды УТП.
55. Познавательная деятельность журналиста.
56. Возникновение массовой печати в Западной Европе и США в XIX веке.
57. Фирменный стиль и его элементы.
«Фирменный стиль – это набор цветовых, графических, словесных, типографических, дизайнерских постоянных элементов (констант),обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров (услуг), всей исходящей от фирмы информации, ее внутреннего и внешнего оформления» (Н. Добробабенко).
Функции ФС:
- Повышает узнаваемость и запоминаемость;
- Обеспечивает единство не только рекламных кампаний, но и других средств маркетинговых коммуникаций;
- Укрепляет корпоративный дух;
- Повышает эффективность рекламы;
- Помогает достичь внутрифирменного единства, причем не только в форме, но и в содержании.