Само сообщение, в зависимости от его содержани я, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.
Мы уже видели, что убеждение и внушение настолько трудно отличить друг от друга, что в обыденных представлениях и в речи эти приемы воздействия попросту отождествляются. И дело не только в том, что одно осуществляется параллельно с другим. Сложность здесь возникает еще и оттого, что, в строгом смысле слова, процесс убеждения предполагает рационально - взвешенное, эмоционально-нейтральное изложение и восприятие информации. Иначе говоря, убеждая, агент влияния должен взывать не к чувствам, а к разуму. Но разума без чувств не существует. Поэтому даже апелляция к разуму обязательно вызывает чувства. Это может быть чувство уважения (к авторитету, эксперту, профессионалу), чувство жалости и сострадания (к обиженным и обездоленным), а также чувство вины, неловкости, обиды, возмущения и т. д. Но, как мы уже знаем, легче и проще всего вызвать чувства тревоги и страха. Поэтому воздействие на установк и чаще всего происходит с использованием явных или замаскированных угроз, призванных вызвать у людей чувство тревоги и страха, чтобы сделать их более внушаемыми.
|
|
В связи с этим, начиная с 1950-х годов, психологи спорят, во-первых, о том, какая интенсивность запугивания допустима при воздействии на установки человека, а во-вторых, о том, какая степень тревоги и страха, вызванных сообщением, в большей мере способствует формированию и изменению установок?
Ирвин Дженис и Сеймур Фишбах (1953), основываясь на результатах своих экспериментов, заявляли, что наиболее эффективен низкий уровень страха. В исследованиях, которые проводили Дженис и Фишбах, использовалась санитарно-профилактическая пропаганда правильного регулярного ухода за зубами, и степень опасности, описываемая в сообщениях, варьировалась от незначительной, низкой до существенной. В первом случае аудиторию предупреждали об опасности появления на зубах небольших трещин с демонстрацией соответствующих изображений. Во втором — о поражении пародонтозом, сопровождая предостережение фотографиями больных десен, кровоточащих и с язвами.
Первый вариант сообщения, по мнению исследователей, воздействовал на аудиторию более эффективно. Таким образом, утверждение Джениса и Фишбаха противоречило формуле бихевиоризма, которая утверждает: чем сильнее подкрепление (в данном случае — негативное), тем успешнее научение.
Психологические исследования влияния утверждают, что обращение к чувству страха приводит к неоднозначным результатам. Социальные психологи и специалисты по рекламе в поисках варианта воздействия, вызывающего оптимальный уровень страха, столкнулись с рядом проблем.
|
|
Низкий уровень страха не производит должного эффекта. Чрезвычайно угрожающая реклама включает у зрителей и слушателей защитные механизмы, вызывая отторжение и неприятие, так что сообщение все равно не доходит до большинства аудитории. В этой связи Х. Ротфельд (1988), а также Н. Кинг и Л. Рейд (1990) утверждают, что у психологов и рекламщиков нет единой точки зрения на оптимальный уровень страха, поскольку у каждого исследователя свои представления о сильном, слабом или умеренном уровне запугивания. Вероятно, тоже самое можно сказать и в отношении адресатов рекламы — у каждого человека свои представления о страшном и нестрашном. Следовательно, можно утверждать лишь то, что обращение к чувству страха производит эффект, но каким должен быть страх — не совсем ясно (Харрис Р., 2001).
Совсем иначе взглянул на эту проблему Рональд Роджерс (1985). Он не стал акцентировать внимание лишь на уровне страха, а предложил учитывать следующие четыре условия, которые должны соблюдаться в содержащем запугивание сообщении.
1. Указание на вероятность опасных последствий, если не будут выполнены рекомендации.
2. Соблюдение меры при описании этих негативных последствий.
3. Наличие в сообщении информации о том, как избежать грядущей опасно
Сти.
4. Возникновение у реципиента (аудитории) уверенности в том, у что предлагаемые рекомендации выполнимы, так что каждый человек может ими воспользоваться.
В самом деле, если человек не очень напуган возможностью показаться несовременным из-за того, что у него нет сотового телефона, то он, скорее всего, не станет спешить воспользоваться услугами сотовой связи. С другой стороны, если даже курильщик очень боится потерять здоровье вследствие своей пагубной при-вычки, но в то же время знает, что бросить курить он не может, то постоянное запугивание страшными заболеваниями приведет его к ипохондрии и депрессии, что уже наверняка резко подорвет его здоровье. Таким образом, человек чувствует себя загнанным в угол, он не видит для себя никакого выхода и ему остается одно — постепенно умирать от страха и отчаяния.
Поэтому предупреждение об опасности будет эффективным, если оно выполнено не в самых мрачных похоронных тонах, если человек убежден, что ему грозит реальная опасность, если есть дельная конкретная рекомендация, как ее избежать, если он уверен, знает, что вполне способен выполнить рекомендации.
Роберт Чалдини выделяет в решении этой проблемы еще один аспект. Он полагает, что речь должна идти не об опасности вообще, а о страхе, связанном с конкретными лишениями. Именно страх потерять что-либо, по его мнению, действует на людей сильнее любых других факторов. Возможность потерять что-то, пишет он, является более сильной мотивацией при принятии решения, чем возможность приобрести что-то или сохранить имеющееся.
*Для подтверждения своей мысли Чалдини ссылается на исследование Бет Мейерович и Шелли Чайкен, которые давали студенткам для ознакомления различные брошюры, содержащие информацию о профилактическом самообследовании груди. Во всех брошюрах говорилось о широком распространении рака молочной железы и содержалась инструкция по ежемесячному самообследованию груди с целью раннего выявления опухоли. Однако брошюры различались по способам изложения информации. Так, одна группа женщин получила брошюры, в которых содержалось предупреждение о тяжелых последствиях: «Вы можете потерять свою грудь, если не будете тратить всего 5 минут каждый месяц на ее осмотр и прощупывание». Другая группа студенток получила брошюры, в которых говорилось о благоприятных последствиях в случае соблюдения инструкции по самообследованию: «Ваша грудь всегда будет здоровой, если вы станете тратить всего лишь 5 минут в месяц на ее осмотр и ощупывание». Студенткам из третьей группы предназначались брошюры, не содержащие никаких обещаний и предупреждений, в них была только информация о распространенности рака и инструкция. Четвертая группа женщин была контрольной и вообще не получила брошюр. Месяц спустя женщины из всех четырех групп были опрошены
|
|
об их отношении к ежемесячному самообследованию груди.
Результаты опроса показали, что только те студентки, которые получили предупреждение о возможных тяжких последствиях в случае несвоевременного выявления опухоли, изменили не только свои установки в отношении этой проблемы, но и поведение. Они действительно стали заниматься самообследованием. И в отличие от женщин из других групп выражали намерение делать это и впредь |(Чалдини Р., 1999; Зимбардо Ф., Ляйппе М., 2000). Таким образом, мы видим, что сообщение, предупреждающее об опасности и вызывающее страх, действительно оказывается более эффективным, чем просто информация, сообщающая о чем- то или даже содержащая заманчивое обещание. Кроме того, исследование Мейерович и Чайкен подтверждает идею Чалдини о том, что страх потери сильнее, чем радость обретения или сохранения.