Билет 31. Олигополия. Ценообразование в условиях олигополии. Модели ценового поведения олигополистов

Олигополия – это модель рынка несовершенной конкуренции, когда на рынке действ огранич число фирм, выпускающих однородный продукт и облад неполной рыночной властью над ценами.

Характерные черты: немногочисленность фирм в отрасли, высокие барьеры для вступления в отрасль, всеобщая взаимозависимость.

Ценообразование (основные модели поведения олигополий при установлении цен):

1-«ломаная кривая спроса», 2-установление цен на основе сговора (явного-ОПЕК и тайного), 3-ценовое лидерство-условия(редкие изменения цен, заблаговрем планирование конкурентов об измен цен), 4-ограничивающ ценообразование (установление цен ниже уровня, максимиз краткосрочную прибыль), 4-ценообразование по принципу «издержки +». Цена=средн издержки+надбавка(% от величины средн издержек).

Поведение олигополистов Можно выделить три возможных направления поведения фирмы на рынке олигополии: 1. Нескоординированная олигополия, при которой фирмы не вступают ни в какие контакты друг с другом и не пытаются сознательно найти точку устраивающего всех равновесия. 2. Сговор (картель) фирм, ориентирующихся не на достижение равновесия Курно, а на долгосрочное монополистическое равновесие с последующим разделом монополистической прибыли (более высокой, чем прибыли олигополистические) между участниками. 3. «Игра по правилам», при которой фирмы сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов, чем облегчают достижение равновесия в отрасли. Билет 32. Ценообразование в условиях естественной монополии. Государственное регулирование деятельности естественных монополий. Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства. Монополист самостоятельно устанавливает объём и цену, поэтому, чтобы недопустить превышение потерь от снижения цены над приростом дохода отреализации дополнительной продукции, он каждый раз должен сравнивать прирасширении производства общий доход от реализации «n» единиц продукции собщим доходом от реализации «n+1» единиц продукции, то есть он следует завеличиной предельной выручки. Для монополиста величина предельной выручкименьше цены продукции, и поэтому линия величина предельной выручки лежитниже D, причем линия предельной выручки в два раза круче линии спроса.

Госуд регулирование:

ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Билет 33. Отрицательные и положительные внешние эффекты. Роль гос-ва в решении проблемы внешних эффектов. Корректирующие налоги и корректирующие субсидии. Теорема Р.Коуза.

Внешние эффекты (экстерналии)- воздействие рыночной сделки на третьи лица, не учтенное в договоре, издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражение в ценах. Отрицательные эффекты связан с издержками(перепроизводство). Положиетльные с выгодами для 3-их лиц(недопроизводство).

Роль гос-ва: Налоги и субсидии, назначаемые и выдаваемые государством, служат еще одним способом интернализации внешних эффектов. В тех случаях, когда добровольное сотрудничество невозможно по причине большого числа вовлеченных сторон или высоких трансакционных издержек, правительство может ввести налог на объем отрицательного внешнего эффекта или предложить субсидию производителю положительного внешнего эффекта. Величина налога или субсидии должны быть такими, чтобы уравнять предельные общественные издержки и предельные общественные выгоды.

Корректирующие налоги – это налог на выпуск благ, характеризующихся отрицательными экстерналиями, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных. В этом случае интернализация отрицательных внешних эффектов приводит к увеличению цены товара, порождающего этот эффект, и к снижению объема спроса на данный товар.

Корректирующая субсидия – это субсидия производителям или потребителям благ, характеризующихся положительными экстерналиями, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным. В этом случае интернализация положительных экстерналий должна привести к падению цены, уплачиваемой потребителем, что будет стимулировать рост потребления.

Теорема Р.Коуза: внешние эффекты могут быть интернализированы при четкой спецификации прав собств-ти на ресурсы и своб обмене этими правами (при возможности достижения договора о компенсации). Билет 34. Роль профсоюзов на рынке рабочей силы. Дифференциация ставок зараб платы.

Профсоюзы — объединения работников, об­ладающие правом на ведение переговоров с предпринимателем от имени и по поручению своих членов. При анализе экономи­ческой деятельности профсоюзов исходят из того, что их целью является максимизация заработной платы и занятости. На конкурентном рынке труда профсоюзы действуют двояким образом. Они стремятся либо к повышению спроса на труд, либо к ограничению предложения труда. Повышение спроса на труд достигается прежде всего путем увеличения спроса на продукт (реклама т. д.). Повышению спроса на труд способствует также рост эффективности и качества труда. Это обеспечивается, в частности, работой кружков контроля качества, на которых работники (нередко совместно с администрацией) ищут способы повышения производительности труда,лучшего использования машин и оборудования, экономии сырья и улучшения качества продукции. Рост заработной платы членов профсоюза может быть достигнут, однако, и другим путем: ограничением предложения труда. Ограничение предложения труда может быть результатом деятельности профсоюза по включению данной специальности в список лицензируемых профессий. Ограничение предложения труда достигается также при помощи сокращения рабочей недели, запрета или уменьшения объема сверхурочных работ,понижения пенсионного возраста, ограничения детского и женского труда,сдерживания иммиграции иностранных рабочих. Ограничению предложения труда может способствовать и внутренняя политика профсоюза.

Дифференциация-

· Размер заработной платы зависит от качества труда и квалификации, влияющих на размер предельного продукта.

· В частности у специалистов, труд которых требует больших затрат на обучение, заработная плата значительно выше, нежели у неквалифицированного работника (что связано прежде всего с необходимостью компенсации стоимости обучения).

В связи с этим эластичность предложения квалифицированного труда ниже, чем неквалифицированного, что определяет характерное для рынка труда наличие неконкурирующих друг с другом групп работников (группа K – квалифицированный труд, группа H – неквалифи-цированный).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: