Ценообразование и тарифообразование в ЖКХ

На сегодняшний день в России сформировались две си­стемы ценообразования, которые развиваются на основе совер­шенно разных принципиальных позиций и разных методов. Пер­вая - это ценообразование в сфере жилья, вторая - это цено­образование, или тарифообразование, как говорят законы, для организации коммунального комплекса. Систему для второго блока предприятий, или сектора экономики под названием "ком­мунальный комплекс", можно определить как жесткое государ­ственное регулирование. Тарифы и надбавки в рамках коммунальных услуг регулируется федеральными органами исполнительной власти РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Нормативные документы:

1. ФЗ «Об общих принципах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»

2. Постановления Правительства Российской Федерации:

· «Основы ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства» от 26 февраля 2004 г. №109;

· «Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» от 26 августа 2004 г. № 441;

3. Приказ Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 г. № 20-э/2

«Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке».

Согласно Закону «Об общих принципах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», основными принципами регулирования тарифов и надбавок является:

1. достижение баланса интересов потребителей услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса;

2. установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ;

3. стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности оказания услуг и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса;

4. создание условий, необходимых для привлечения инвестиций в целях развития и модернизации объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов;

5. полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ;

6. установление условий обязательного изменения тарифов на услуги организаций коммунального комплекса;

7. обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов и надбавок.

Финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от оказания услуг данной организацией по тарифам на услуги, установленным для данной организации. Организациями создается производственная программа.

Производственная программа включает:

4. обоснование обеспечения прогнозируемого объема и качества оказываемых организацией коммунального комплекса услуг в соответствии с требованиями, установленными техническими регламентами, с экологическими нормативами и имеющимися производственными возможностями организации коммунального комплекса;

5. план мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающий улучшение качества оказываемых ею услуг и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции объекта, используемого для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов и эксплуатируемого этой организацией;

6. план мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в целях реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности

В течение периода действия тарифов на услуги организации коммунального комплекса дополнительные средства, полученные организацией коммунального комплекса в результате снижения затрат вследствие повышения эффективности деятельности этой организации при реализации ее производственной программы, остаются в ее распоряжении.

Согласно «Основам ценообразования в сфере ЖКХ» и «Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии», правомочно использование трех методов установления тарифов и цен:

· метод экономической обоснованности расходов;

· метод индексации;

· метод экономически обоснованной доходности инвестированного капитала (для тарифов на тепло и электроэнергию).

Организации коммунального комплекса должны обеспечивать свободный доступ к информации о тарифах и надбавках, которые подлежат регулированию в соответствии с Законом.

Тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 Закона.

Основания досрочного пересмотра тарифов и надбавок:

1. объективное изменение условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющее на стоимость услуг этой организации;

2. нарушение организацией коммунального комплекса утвержденной производственной программы, выявленное по результатам мониторинга выполнения этой программы;

3. предписание федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках;

4. предписание федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе, органу регулирования субъекта Российской Федерации;

5. вступившее в законную силу решение суда

6. изменение инвестиционной программы организации коммунального комплекса

7. досрочный пересмотр тарифа организации коммунального комплекса надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса;
изменение установленных или установление предельных индексов

Государственный контроль в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Задачами государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений, связанных с неправомерностью и необоснованностью установления, изменения и применения тарифов и надбавок, регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и несоблюдением стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса.

7. Государственное вмешательство в ценообразование

Равновесные цены, установившиеся на рынке на определенный момент, в силу разных обстоятельств не всегда устраивают общество. В этом случае государство может устанавливать фиксированные цены, которые могут быть как ниже, так и выше равновесных рыночных цен.
Причинами такого вмешательства обычно выступают социальные проблемы - неравенство в доходах, низкий уровень жизни населения, ограниченный доступ к потребительским благам и т. п. Поэтому чаще всего государственное вмешательство в рыночное ценообразование сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже рыночного равновесия спроса и предложения.

Государственное вмешательство в ценообразование реализуется на основе сочетания прямых и косвенных методов регулирования цен.

Прямое регулирование цен - административное вмешательство государства в действующие цены, участие государства в формирование уровней, структуры и движения цен, установление определенных правил ценообразования. Основные формы: общее замораживание цен (применяется крайне редко при чрезвычайно сильном инфляционном развитии экономики) и замораживание цен на отдельные товары; установление фиксированных цен и тарифов; установление пределов возможного роста цены за определенный период времени или предельного уровня цены (минимального или максимального); установление предельного норматива рентабельности; установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок; декларирование цен; установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции; установление паритетных цен.

Косвенное регулирование цен - вмешательство в ценообразование, которое обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, увеличению рыночного спроса, управлению доходами населения, регулированию налогов. Косвенное регулирование - это регулирование не самих цен, а факторов, влияющих на них. Осуществляется с помощью учетной ставки процента, налогов, дотаций, доходов, валютного курса, экспортно-импортных пошлин и квот.

Последствия контроля над ценами, особенно при длительном их применении, имеют отрицательный эффект как в социальной, так и экономической сфере. Контроль над ценами приводит к сокращению производства, нехватке товаров, товарному дефициту. Покупатели такого «регулируемого» товара сталкиваются с нормированием его распределения теперь уже неценовыми методами: карточки, очереди, списки и др.

Возникают теневые рынки, где дефицитные товары продаются по более высоким ценам и, соответственно, становятся еще более недоступными для социально незащищенных групп населения. Кроме того, теневые структуры, не платя налоги государству, реально сокращают возможности для социальной защиты населения и бюджетных отраслей, таким образом, число неплатежных граждан будет увеличиваться. С другой стороны, продавцы, не удовлетворенные низкой государственной ценой, готовы пойти на дополнительные издержки по производству дефицитного товара и обеспечить необходимую поддержку властей (подкуп государственных служащих, работников правоохранительных органов и т. д.), что в свою очередь способствует развитию теневой экономики.

8.М етоды и практика управления ценообразованием в проектах государственно-частного партнёрства города Москвы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: