double arrow

Положительные и отрицательные внешние эффекты

Тема 11. ТЕОРИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ

Внешние эффекты. Общественные и частные издержки и выгоды. Положительные и отрицательные внешние эффекты и проблема эффективного размещения ресурсов в рыночной экономике.

Причины существования внешних эффектов. Интернализация внешних эффектов: роль спецификации прав собственности и трансакционных издержек. Теорема Коуза.

Регулирование внешних эффектов: корректирующие налоги и субсидии.

Использование теории внешних эффектов в экономической практике. Административные методы природоохранного регулирования. Рынок прав на загрязнение окружающей среды. Киотский протокол. Особенности государственного регулирования внешних эффектов в Республике Беларусь.

ТЕМА 11. ТЕОРИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ

Вопросы лекции:

Положительные и отрицательные внешние эффекты. Проблема эффективного размещения ресурсов в рыночной экономике.

Причины существования внешних эффектов. Трансакционные издержки и права собственности. Теорема Коуза.

Регулирование внешних эффектов.

Административные методы природоохранного регулирования. Рынок прав на загрязнение окружающей среды.

Особенности регулирования внешних эффектов в Республике Беларусь.

Положительные и отрицательные внешние эффекты

Внешними эффектами (англ, externalities) называют прямые, не опосредованные рынком воздействия одного экономического агента на результаты деятельности другого. Эти воздействия могут быть благоприятными, в этом случае их называют положительными внешними эффектами, или внешними выгодами, и неблагоприятными, тогда их называют отрицательными внешними эффектами, или внешними затратами.

В рыночной экономике внешний эффект обычно имеет место, когда действия индивида или фирмы оказывают влияние на благосостояние другого индивида или фирмы способом, не получающим отражения в системе рыночных цен. Этот внешний эффект может быть связан с воздействием либо потребления некоего блага индивидом на благосостояние других индивидов (внешние эффекты в потреблении), либо производства некоего продукта на производственные возможности других фирм (внешние эффекты в производстве).

В неоклассической теории внешние эффекты выступают одой из причин провалов рынка, т.е. неспособности рыночного механизма обеспечить Парето-эффективное размещение общественных ресурсов (аллокативную эффективность). При наличии внешних эффектов выполнение условий, обычно ведущих к достижению общественно оптимальных исходов, может, напротив, приводить к пере- или недопроизводству благ по той причине, что в этой ситуации рыночная цена может не отражать истинных общественных издержек или выгод.

По направлению действия внешние эффекты могут быть разделены на следующие четыре группы.

1) " Производство - производство ". Отрицательный внешний эффект: химзавод спускает в реку свои отходы, которые мешают производству расположенного ниже по течению реки пивоваренного завода.

Положительный внешний эффект: расположенные рядом пасека пчеловода и яблоневый сад производителя фруктов оказывают друг на друга благоприятное воздействие (сбор меда зависит от числа яблонь, и наоборот).

2) " Производство - потребление ". Отрицательное воздействие: жители прилегающих районов страдают от вредных выбросов в атмосферу промышленных предприятий.

Положительное воздействие: завод в маленьком поселке ремонтирует дорогу, по которой "заодно" ездят и местные жители.

отделка здания, благоприятно сказывающаяся на полезности, извлекаемой из окружающей среды окрестными жителями и прохожими.

3) " Потребление - производство ". Отрицательный эффект: в результате семейных пикников возникают лесные пожары, которые вредят лесному хозяйству.

Положительный эффект: забор предприятия не нужно охранять, если рядом проходит людная улица и ни один воришка не может перелезть незамеченным.

4) " Потребление - потребление ". Отрицательный эффект: полезность индивида уменьшается, если его сосед ночью включает на полную громкость музыку.

Положительный эффект: если вы разбили цветник перед домом, то полезность ваших соседей от созерцания красивых цветов будет расти

Отрицательные внешние эффекты связаны с издержками для третьих лиц. Они возникают в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки у других.

Выделяют:

Предельные частные издержки (MPC) – это стоимость услуг тех ресурсов, которые фирмы покупают или которыми владеют.

Предельные внешние издержки (МЕС) – это дополнительные издержки, связанные c производством каждой дополнительной единицы продукции, которые не оплачиваются производителем, а перекладываются на третьих лиц.

Предельные общественные издержки (MSC) – это сумма МЕС и МРС:

MSC = МРС + МЕС

Совокупные внешние издержки (ТЕС) – это совокупный ущерб, наносимый третьим лицам. Они изменяются в зависимости от объема выпуска в отрасли. С увеличением производства ТЕС увеличиваются.

Рис. 11.1. Отрицательный внешний эффект.

При существовании отрицательного внешнего эффекта общее условие достижения эффективности может быть выражено следующим образом:

MPC + MEC = MSC = MSB

Если предприятие, выпуская продукцию, инициирует отрицательный внешний эффект, но МЕС не включает в свои предельные издержки, то оно будет реализовывать продукцию в количестве Q1 по цене Р1. однако такое производство порождает предельные внешние издержки МЕС, что ведет к росту MSC. Т.е. общество платит косвенным образом за вред, наносимый данным предприятием. Если бы предприятие увеличило свои затраты по снижение отрицательного внешнего эффекта, то оно продавало бы меньше продукции (в количестве Q2) по более высокой цене Р2. Равновесие установилось бы в точке В. При этом уменьшилось бы отрицательное воздействие на третьих лиц. В противном случае общий ущерб оценивается как площадь заштрихованного треугольника.

Как правило, обществу нежелательно иметь нулевой уровень загрязнения. Ведь последний сопутствует нулевому выпуску, так как любая производственная деятельность обычно сопряжена с каким-то загрязнением окружающей среды. Определение «должного» уровня загрязнения предполагает уравнивание связанных с ним выигрышей и убытков, которое обычно имеет место при некотором положительном уровне загрязнения.

Положительный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим.

Предельные частные выгоды (индивидуальная полезность товара) МРВ – предельная полезность, получаемая лицом, купившим дополнительную единицу блага.

Предельные внешние выгоды (внешняя полезность товара) МЕВ – это предельный выигрыш, извлекаемый третьими лицами, не являющимися ни продавцом, ни покупателем блага.

Предельные общественные выгоды (общественная полезность) MSB – это сумма МРВ и МЕВ:

MSB = МРВ + МЕВ

Совокупная внешняя полезность (ТЕВ) – это произведение полезности единицы товара на количество потребленных единиц.

При положительном внешнем эффекте предельная общественная полезность превышает предельную частную полезность.

Рис. 11. 2. Положительный внешний эффект.

Равновесие находится в точке А, так как участники сделки не учитывают, что третьи лица получают положительный внешний эффект и не платят за него. Поэтому благо продается в меньшем количестве Q1 по более низкой цене Р1, в то время как с учетом внешнего эффекта благо можно было бы реализовать в большем количестве Q2 и по более высокой цене Р2. Это сродни безнаказанному проезду в общественном транспорте без билета.

В связи с тем, что извлекающие внешние выгоды третьи лица не принимают участия в заключении и совершении сделок с данным товаром, их выгоды не берутся во внимание при заключении таких сделок, а устанавливающиеся на рынке равновесные цены и количество отличаются от тех величин, которые были бы получены при подобном учете. Отсюда результатом положительных внешних эффектов является недостаточный выпуск и занижение цены данного продукта, что приводит к снижению эффективности экономики. Поэтому, чтобы обеспечить эффективный объем выпуска, необходим такой механизм, благодаря которому третьи лица, использующие внешний эффект, вносили бы свой вклад в его получение и потребление. При этом одна часть вклада третьих лиц направлялась бы на снижение цены, уплачиваемой потребителями, с тем чтобы стимулировать рост их потребления, а другая часть использовалась бы для компенсации любого увеличения предельных издержек, с тем чтобы поощрять производителей увеличить выпуск продукции.

Таким образом, можно сделать следующий вывод:

· при наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательным внешним эффектом;

· при наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительным внешним эффектом.

Современный научно-технический прогресс привел к широкому распространению рынков сетевых продуктов, отличительная особенность которых состоит в том, что их ценность, или полезность, для каждого потребителя возрастает по мере расширения круга лиц, потребляющих данный продукт. Эта зависимость полезности товара от числа его потребителей есть особого рода внешний эффект, именуемый сетевым. Например, телефонная сеть, когда подключение новых абонентов увеличивает число людей, которым могут позвонить абоненты, подключившиеся к сети ранее, и, тем самым, повышает ценность системы как для настоящих, так и для будущих пользователей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: