Изречения. Фрейд З.: «Люди вообще неискренни в половых вопросах

Фрейд З.: «Люди вообще неискренни в половых вопросах. Они не обнаруживают свободно своих сексуальных пережива­ний, но закрывают их толстым одеянием, сотканным из лжи, как будто в мире сексуального всегда дурная погода. Это дей­ствительно так: солнце и ветер не благоприятствуют сексуаль­ным переживаниям в нашем культурном мире. Собственно, никто из нас не может свободно открыть свою эротику дру­гим».

«Уже больше нет надобности не замечать душевные и соци­альные проявления сексуальной жизни; выбор объекта, нежное предпочтение отдельных лиц, даже решение в пользу одного из полов, ревность установлены беспристрастными наблюдениями независимо от психоанализа и до его появления и могут быть подтверждены любым наблюдателем, желающим это видеть».

«Мы расширили понятие сексуальности лишь настолько, что­бы оно могло включить сексуальную жизнь извращенных и де­тей. Это значит, что мы возвратили ему его правильный объем».

«Конечно, господа, дело не обстоит так, будто половое чув­ство вселяется в детей во время полового развития, как в Еван­гелии сатана в свиней. Ребенок с самого начала обладает сексу­альными влечениями и деятельностью; он приносит их в свет вместе с собой, и из этих влечений образуется благодаря весьма важному поэтапному процессу развития так называемая норма­льная сексуальность взрослых».

«Исходя из потребности в полнозвучном лозунге, дошли до того, что стали говорить о «пансексуализме» психоанализа и делать ему бессмысленный упрек, что он объясняет «все» сек­суальностью».

«В своем происхождении, действии и отношении к половой любви «Эрос» Платона совершенно конгруэнтен нашему пони­манию любовной силы психоаналитического либидо. <...> Кто видит в сексуальном нечто постыдное и унизительное для че­ловеческой природы, волен, конечно, пользоваться более ари­стократическим выражением — эрос и эротика. Я бы и сам с самого начала мог так поступить, избегнув таким образом мно­жества упреков. Но я не хотел этого, так как я, по мере воз­можности, избегаю робости. Никогда не известно, куда таким образом попадешь. Сначала уступишь на словах, а постепенно и по существу. Я не могу согласиться с тем, что стыд перед сексуальностью — заслуга; ведь греческое слово Эрос, которо­му подобает смягчить предосудительность, есть не что иное, как перевод нашего слова любовь; и, наконец, на кого работа­ет время, может уступок не делать».

Контрольные вопросы

1. Какова роль сексуальных влечений в жизни человека?

2. Что понимается под либидо в психоанализе?

3. Какова психоаналитическая трактовка сексуальной жизни ребенка?

4. Как в психоанализе понимается отношение между сексуа­льностью и культурой?

5. Насколько оправданы обвинения психоанализа в «пансек­суализме»?

Литература

1. Збигнев Л.С. Секс в культурах мира. — М., 1991.

2. Кон И.С. Введение в сексологию. — М., 1988.

3. Кон И.С. Вкус запретного плода. — М., 1991.

4. Фрейд З. Три статьи по теории сексуальности // З. Фрейд. Либи­до. - М., 1996. - С. 1-98; З. Фрейд. Основной инстинкт. - М., 1997.

5. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. — Киев, 1990.

6. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. — М., 1995. — С. 192-215, 369-385.

7 Фрейд З. Психология бессознательного. — М., 1989. — С. 369-381.

Тема 9 Эдипов комплекс

Место Эдипова комплекса в психоаналитической теории. Эдипов комплекс как ядро неврозов.

Амбивалентные чувства детей к родителям. Отождествление с отцом и соперничество.

Позитивный и негативный Эдипов комплекс. Комплекс Электры. Изживание Эдипова комплекса. Запрет и искушение.

Инцестуозное желание как одна из форм инфантильной при­вязанности к объекту любви. Табу на инцест, запрет на крово­смесительные связи как культурный феномен. Психологический инцест.

Реакция на сексуальное запугивание или подавление сексу­альной деятельности ребенка. Инфантильный страх. Комплекс кастрации.

Эдипов комплекс как столкновение желания и запрещения, страха и наказания.

Реальное и воображаемое убийство. Факт и фантазия. Сим­волическое убийство.

Эдипов комплекс как источник возникновения религии, нравственности, искусства.

Значение Эдипова комплекса в истории становления и раз­вития культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: