Фрейд З.: «Люди вообще неискренни в половых вопросах. Они не обнаруживают свободно своих сексуальных переживаний, но закрывают их толстым одеянием, сотканным из лжи, как будто в мире сексуального всегда дурная погода. Это действительно так: солнце и ветер не благоприятствуют сексуальным переживаниям в нашем культурном мире. Собственно, никто из нас не может свободно открыть свою эротику другим».
«Уже больше нет надобности не замечать душевные и социальные проявления сексуальной жизни; выбор объекта, нежное предпочтение отдельных лиц, даже решение в пользу одного из полов, ревность установлены беспристрастными наблюдениями независимо от психоанализа и до его появления и могут быть подтверждены любым наблюдателем, желающим это видеть».
«Мы расширили понятие сексуальности лишь настолько, чтобы оно могло включить сексуальную жизнь извращенных и детей. Это значит, что мы возвратили ему его правильный объем».
«Конечно, господа, дело не обстоит так, будто половое чувство вселяется в детей во время полового развития, как в Евангелии сатана в свиней. Ребенок с самого начала обладает сексуальными влечениями и деятельностью; он приносит их в свет вместе с собой, и из этих влечений образуется благодаря весьма важному поэтапному процессу развития так называемая нормальная сексуальность взрослых».
«Исходя из потребности в полнозвучном лозунге, дошли до того, что стали говорить о «пансексуализме» психоанализа и делать ему бессмысленный упрек, что он объясняет «все» сексуальностью».
«В своем происхождении, действии и отношении к половой любви «Эрос» Платона совершенно конгруэнтен нашему пониманию любовной силы психоаналитического либидо. <...> Кто видит в сексуальном нечто постыдное и унизительное для человеческой природы, волен, конечно, пользоваться более аристократическим выражением — эрос и эротика. Я бы и сам с самого начала мог так поступить, избегнув таким образом множества упреков. Но я не хотел этого, так как я, по мере возможности, избегаю робости. Никогда не известно, куда таким образом попадешь. Сначала уступишь на словах, а постепенно и по существу. Я не могу согласиться с тем, что стыд перед сексуальностью — заслуга; ведь греческое слово Эрос, которому подобает смягчить предосудительность, есть не что иное, как перевод нашего слова любовь; и, наконец, на кого работает время, может уступок не делать».
Контрольные вопросы
1. Какова роль сексуальных влечений в жизни человека?
2. Что понимается под либидо в психоанализе?
3. Какова психоаналитическая трактовка сексуальной жизни ребенка?
4. Как в психоанализе понимается отношение между сексуальностью и культурой?
5. Насколько оправданы обвинения психоанализа в «пансексуализме»?
Литература
1. Збигнев Л.С. Секс в культурах мира. — М., 1991.
2. Кон И.С. Введение в сексологию. — М., 1988.
3. Кон И.С. Вкус запретного плода. — М., 1991.
4. Фрейд З. Три статьи по теории сексуальности // З. Фрейд. Либидо. - М., 1996. - С. 1-98; З. Фрейд. Основной инстинкт. - М., 1997.
5. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. — Киев, 1990.
6. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. — М., 1995. — С. 192-215, 369-385.
7 Фрейд З. Психология бессознательного. — М., 1989. — С. 369-381.
Тема 9 Эдипов комплекс
Место Эдипова комплекса в психоаналитической теории. Эдипов комплекс как ядро неврозов.
Амбивалентные чувства детей к родителям. Отождествление с отцом и соперничество.
Позитивный и негативный Эдипов комплекс. Комплекс Электры. Изживание Эдипова комплекса. Запрет и искушение.
Инцестуозное желание как одна из форм инфантильной привязанности к объекту любви. Табу на инцест, запрет на кровосмесительные связи как культурный феномен. Психологический инцест.
Реакция на сексуальное запугивание или подавление сексуальной деятельности ребенка. Инфантильный страх. Комплекс кастрации.
Эдипов комплекс как столкновение желания и запрещения, страха и наказания.
Реальное и воображаемое убийство. Факт и фантазия. Символическое убийство.
Эдипов комплекс как источник возникновения религии, нравственности, искусства.
Значение Эдипова комплекса в истории становления и развития культуры.