Фрейд З.: «...техника психоанализа заключается в том, чтобы получить решение загадок, насколько это возможно, от самого обследуемого».
«Итак, очень вероятно, что видевший сон знает о своем сновидении, и задача состоит в том, чтобы дать ему возможность обнаружить это знание и сообщить его нам».
«Наша техника исследования сновидений очень проста... Мы вновь спросим видевшего сон, откуда у него это сновидение, и первое его высказывание будем считать объяснением».
«...сновидение как целое является искаженным заместителем чего-то другого, бессознательного, и задача толкования сновидения — найти это бессознательное».
«Сопротивление толкованию — это только объективация цензуры сновидения».
«Наша работа по толкованию сновидений открывает, так сказать, исходное сырье, которое довольно часто можно назвать сексуальным в самом широком смысле слова, но которое при дальнейшей обработке находит самое разнообразное использование».
«Символика, может быть, самая примечательная часть в теории сновидения».
«Чрезвычайно большое количество символов в сновидении являются сексуальными символами».
«Толкование, основанное на знании символов, не является техникой, которая может заменить ассоциативную или равняться с ней. Символическое толкование является только дополнением к ней и дает ценные результаты лишь в сочетании с ассоциативной техникой».
Абрагам К.: «...исследованная Фрейдом символика заложена в каждом человеке и испокон веков коренится во всем человечестве».
Ранк О., Закс Г.: «...символика является бессознательным осадком излишних и ставших ненужными примитивных средств приспособления к реальности, архивной кладовой культуры, в которую взрослый человек охотно спасается бегством в состоянии пониженной способности приспособления, чтобы снова вытащить на свет божий свои старые, давно забытые детские игрушки».
Виттельс Ф.: «Фрейд, подобно Прометею, вместе со светом, озаряющим тайники сновидений, навязал человеку ответственность и за них».
Контрольные вопросы
1. Что представляет собой толкование сновидений в психоанализе?
2. В чем состоит техника толкования сновидений?
3. Каково психоаналитическое понимание символики сновидений?
4. Являются ли символы сновидений исключительно сексуальными по своему характеру?
5. Какое значение имеет психоаналитическое исследование сновидений для современной культуры?
Литература
1. Розин В. Толкование сновидений в теории Фрейда // Наука и религия. — 1989. — № 11.
2. Фрейд З. Сон и сновидения. — М., 1997.
З. Фрейд З. Толкование сновидений. — Минск, 1997.
4. Фрейд З. Сновидения. — Алма-Ата, 1990.
5. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. — М., 1989. — С. 50-152, 301-316.
6. Цвейг С. Врачевание и психика — М., 1992. — С. 258-271.
Тема 8 Сексуальность в жизни человека
Сексуальные влечения человека в структуре бессознательного. Нормальное удовлетворение сексуальных влечений и перверсии. Гомоэротика. Сексуальное и генитальное. Понятие либидо.
Сексуальная жизнь ребенка. Первые сексуальные побуждения. Эрогенные зоны. Сексуальные объекты.
Психоаналитическое понимание фаз сексуального развития. Ребеноккак «полиморфно-извращенное» существо.
Мужское и женское начало. Бисексуальность. Пассивность и активность. Садизм и мазохизм.
Подавление сексуальных влечений и его значение для развития общества. Культурная сексуальная мораль.
Низменное и возвышенное в сексуальности. Сексуальность, любовь, эротика.
Психоанализ и «пансексуализм».