Фрейд З.: «Итак, невротические симптомы, как ошибочные действия, как сновидения, имеют свой смысл и так же, как они, по-своему связаны с жизнью лиц, у которых они обнаруживаются».
«...возможность придать смысл невротическим симптомам благодаря аналитическому толкованию является неопровержимым доказательством существования — или, если вам угодно, необходимости предположения — бессознательных душевных процессов».
«...наши истерические больные страдают воспоминаниями. Их симптомы являются остатками и символами воспоминаний об известных (травматических) переживаниях».
«Прежде всего одно: психоаналитические исследования сводят с действительно удивительной правильностью симптомы страдания больных к впечатлениям из области их любовной жизни; эти исследования относятся к эротическим влечениям и заставляют нас признать, что расстройствам эротики должно быть приписано наибольшее значение среди факторов, ведущих к заболеваниям, и это так для обоих полов».
«Психоанализ никогда не забывал, что есть и несексуальные влечения, он опирается на четкое разделение сексуальных влечений и влечений Я и еще до всяких возражений утверждал не то, что неврозы появляются из сексуальности, а что они обязаны своим происхождением конфликту между Я и сексуальностью»
|
|
«...фантазии обладают психической реальностью в противоположность материальной, и мы постепенно научаемся понимать, что в мире неврозов решающей является психическая реальность».
«...наши данные о сопротивлении невротиков устранению их симптомов легли в основу нашего динамического взгляда на невроз».
«Уясним себе прежде всего, что перенесение имеется у больного с самого начала лечения и некоторое время представляет собой самую мощную способствующую работе силу... Но, когда оно превращается в сопротивление, на него следует обратить внимание...»
«Аналитик помогает больному осознать перенос и снимает его, убеждая больного в том, что он своим отношением к переносу оживляет отношения чувств, ведущих свое происхождение от самых ранних объектных привязанностей, из вытесненного периода детства. Благодаря такому повороту перенос из сильнейшего оружия сопротивления становится лучшим инструментом аналитического лечения».
«Наша терапия действует благодаря тому, что превращает бессознательное в сознательное, и лишь постольку, поскольку она в состоянии осуществить это превращение».
«Приближая бессознательное к сознательному, мы уничтожаем вытесненное, устраняем условие для образования симптомов, превращаем патогенный конфликт в нормальный, который каким-то образом должен найти разрешение».
|
|
«Психоаналитическая работа служит самым высоким и ценным культурным целям, представляя собой хорошего заместителя безуспешного вытеснения».
«Аналитическое лечение требует от врача и от больного тяжелого труда, направленного на устранение внутренних сопротивлений. Благодаря преодолению этих сопротивлений душевная жизнь больного надолго изменяется, поднимается на более высокую ступень развития и остается защищенной от новых поводов для заболевания. Эта работа по преодолению является существенной частью аналитического лечения, больной должен ее выполнить, а врач помогает ему в этом внушением, действующим в воспитательном смысле. Поэтому правильно говорилось, что психоаналитическое лечение является чем-то вроде довоспитания».
Контрольные вопросы
1. В чем заключается смысл симптомов?
2. Что представляют собой неврозы с точки зрения психоанализа?
3. Каковы взгляды З. Фрейда на этиологию неврозов?
4. Какой вид реальности играет важную роль в возникновении неврозов?
5. В чем состоит различие между нормальным и патогенным психическим конфликтом?
6. Что такое сопротивление и как оно проявляется в процессе психоаналитического лечения?
7. Что представляет собой перенесение (трансфер) и какую роль оно играет в психоаналитическом лечении?
8. Какова основная цель психоаналитической терапии?
Литература
1. Гринсон Р. Техника и практика психоанализа. — Воронеж, 1994. - С. 21-25, 31-39, 41-45, 71-90, 178-200.
2. Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. — СПб., 1997.
3. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. — М., 1996.
4. Психоанализ. Популярная энциклопедия. — М., 1998.
5. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. — СПб., 1996.
6. Сандлер Дж., Дэр К., Холдер А. Пациент и психоаналитик. Основы психоаналитического процесса. — Воронеж, 1993.
7. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. — М., 1995. — С. 154-297.
8. Фрейд З. Психология бессознательного. — М., 1989. — С. 346-381.
9. Фрейд З. О психоанализе // З. Фрейд. Психоаналитические этюды. - М., 1997. - С. 5-47.
10. Фрейд З. Методика и техника психоанализа // З. Фрейд. Психоаналитические этюды. — М., 1997. — С. 47-150.
11. Фрейд З. «Конечный и бесконечный анализ». — М., 1998.
Тема 11 Психоаналитическое понимание личности
Взгляды Фрейда на структуру личности. «Я». «Оно». «Сверх-Я».
Природа и основные характеристики «Оно». Сосуществование противоположных импульсивных желаний. Время, пространство, законы логического мышления в «Оно».
Сознательное и бессознательное в «Я». Отношение «Я» к сознанию. «Я» как часть «Оно» и представитель внешнего мира в психике.
«Я» как посредник между «Оно» и внешним миром.
Происхождение «Сверх-Я». Филогенетические истоки. «Сверх-Я» как воплощение родительского авторитета. Функция «Сверх-Я» как «Я-идеала». Предписание, норм поведения. Совесть, бессознательное чувство вины, страх.
Взаимоотношение между «Я», «Оно» и «Сверх-Я». Зависимости «Я». Компромиссы с внешним миром. Стремление обуздать влечения «Оно». Подчинение «Я» категорическому императиву «Сверх-Я». Несчастное сознание.
Терапевтическая цель психоанализа с точки зрения структурной дифференциации личности.