Фрейд З.: «С давних времен человек создавал себе идеальное представление о всемогуществе и всезнании, воплощением которых были его боги. Им он приписывал все то, что было ему запрещено. Можно даже сказать, что боги были его культурными идеалами».
«Боги сохраняют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряют с грозным роком, выступающим прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и лишения, выпадающие на долю человека в культурном сообществе».
«Религиозные представления суть тезисы, высказывания о фактах и обстоятельствах внешней (или внутренней) реальности, сообщающие нечто такое, чего мы сами не обнаруживаем и что требует веры. Поскольку они информируют нас о самом важном и интересном в нашей жизни, они ценятся особенно высоко».
«...религиозные феномены не понять иначе как по образцу хорошо нам известных невротических симптомов индивидуума, как возвращение давно забытых, многозначительных событий в праистории человеческой семьи».
|
|
«Религию в таком случае можно было бы считать общечеловеческим навязчивым неврозом, который, подобно соответствующему детскому неврозу, коренится в Эдиповом комплексе, в амбивалентном отношении к отцу».
«Сомнительно, чтобы люди в эпоху неограниченного господства религиозных учений были в общем и целом счастливее, чем сегодня; нравственнее они явно не были. <...> Безнравственность во все времена находила в религии не меньшую опору, чем нравственность».
«Ценой насильственной фиксации психического инфантилизма и включения в систему массового безумия религии удается спасти многих людей от индивидуального невроза».
«Намерение насильственно и одним ударом опрокинуть религию, несомненно, абсурдное предприятие. Прежде всего потому, что оно бесперспективно. Верующий не позволит отнять у него свою веру ни доводами разума, ни запретами».
«...в конечном счете ничто не может противостоять разуму и опыту, а религия слишком явно противостоит им обоим».
«Если применение психоаналитических методов позволяет получить новые доводы не в пользу истинности содержания религиозных верований, то тем хуже для религии, но защитники религии будут с тем же правом пользоваться психоанализом, чтобы вполне отдать должное эффективной значимости религиозных учений».
Контрольные вопросы
1. Как объясняется происхождение религии в психоанализе?
2. Каково психологическое значение религиозных представлений?
3. Какова ценность религии?
4. Возможно ли насильственное устранение религиозной веры?
5. На чем основана вера Фрейда в разум?
Литература
|
|
1. Лейбин В.М. Вера или разум? // Вопросы философии. — 1988. - № 8.
2. Попова М.А. Фрейдизм и религия. — М., 1985.
3. Руткевич А.М. Психоанализ и религия. — М., 1987.
4. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. — М., 1992.
5. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // З. Фрейд. Психоаналитические этюды. — Минск, 1997. С. 481-525.
6. З. Фрейд. Либидо. - М., 1996. - С. 265-300.
7. Фрейд З. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия. — М., 1993.
8. Фромм Э. Психоанализ и религия // Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А Камю, Ж.-П Сартр Сумерки богов. — М., 1990.
Тема 14 Психоаналитическая культурология
Психоаналитическое понимание культуры. Накопленные людьми знания и умения. Институты, необходимые для упорядочения человеческих взаимоотношений.
Основные функции культуры. Принуждение и запрет влечений. Психологический арсенал культуры.
Стремление людей к счастью. Принцип удовольствия и принцип реальности. Источники страданий. Пути избежания страданий и обретения счастья.
Требования культуры. От власти индивида к власти общества. Ограничения и правопорядок. Индивидуальные притязания и нормы жизни в коллективе.
Эрос (любовь) и Ананке (нужда) как основания культуры. Конфликт между семьей и сообществом. Культурные запреты. Противоречия между культурой и сексуальностью. Сублимация влечений.
Усиление «Сверх-Я» как ценное психологическое приобретение культуры. Культурные идеалы.
Враждебность людей культуре. Агрессивные влечения человека.
Патология культурных сообществ. Психоанализ культуры.