Э. Фромм: «Человек может реагировать на исторические противоречия, аннулируя их посредством своей деятельности, но он не может аннулировать экзистенциальные дихотомии несмотря на то, что может реагировать на них различными способами».
«Свобода принесла человеку независимость и рациональность его существования, но в то же время изолировала его, пробудила в нем чувство бессилия и тревоги. Эта изоляция непереносима, и человек оказывается перед выбором: либо избавиться от свободы с помощью новой зависимости, нового подчинения, либо дорасти до полной реализации позитивной свободы, основанной на неповторимости и индивидуальности каждого».
«Ориентации, посредством которых человек соотносит себя с миром, составляет самую суть его характера; отсюда характер можно определить как (относительно постоянную) форму, в которой канализируется энергия человека в процессах ассимиляции и социализации».
«Что же такое социальный характер? С помощью этого понятия я обозначаю ядро структуры характера, свойственное большинству представителей данной культуры, в противовес индивидуальному характеру, благодаря которому люди, принадлежащие одной и той же культуре, отличаются друг от друга».
|
|
«Биологически неадаптивная, злокачественная агрессивность (т.е. деструктивность и жестокость) вовсе не является защитой от нападения или угрозы; она не заложена в филогенезе; она является спецификой только человека; она приносит биологический вред и социальное разрушение».
«Если гуманистическая этика основывается на познании природы человека, то современная психология, особенно психоанализ, должны быть одним из мощнейших стимулов развития гуманистической этики. Но, хотя психоанализ во многом расширил наши знания о человеке, он тем не менее ничего не прибавил к нашим знаниям о том, как должен жить человек и что он должен делать».
«Мы находимся в эпицентре кризиса современного человека. У нас в запасе не так много времени. Если мы не начнем сейчас, может оказаться слишком поздно. Но надежда есть, потому что существует реальная возможность того, что человеку под силу заново утвердить себя и сделать технологическое общество гуманным».
«Любовь — действенная сила в человеке, сила, разрушающая преграду между человеком и его собратьями, сила, которая объединяет его с другими; любовь помогает человеку преодолеть чувство одиночества и отчуждения и вместе с тем позволяет ему оставаться самим собой, сохранять свою целостность».
«Согласно одной концепции, целью аналитического лечения является приспособление. Согласно другой точке зрения, целью лечения является не столько приспособление, сколько оптимальное развитие способностей человека и реализация его индивидуальности. В этом случае психоаналитик является его наставником по приспособлению, а пользуясь выражением Платона, "целителем души"».
|
|
Контрольные вопросы
1. Как и каким образом Э. Фромм рассматривает проблему человеческого существования?
2. В чем состоит специфика "свободы от" и "свободы для"?
3. Почему человек испытывает страх перед свободой и каким образом он пытается убежать от нее?
4. Что Э. Фромм понимает под индивидуальным и социальным характером?
5. Какие виды агрессивности и насилия выделяются Э. Фроммом?
6. Как возможно возрождение гуманистической этики и что значит быть человеком?
7. Чем отличается гуманистический психоанализ Э. Фромма от классического психоанализа З. Фрейда?
Литература
1. Добреньков В.И. Неофрейдизм в поисках «истины». Иллюзии и заблуждения Эриха Фромма. — М., 1974.
2. Ленбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. — М., 1977. - С. 217-236.
3. Фромм Э. Иметь или быть? — М., 1990.
4. Фромм Э. Душа человека — М., 1992.
5. Фромм Э. Человек для себя. — Минск, 1992.
6. Фромм Э. Психоанализ и этика. — М., 1993, М., 1998.
7. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1994, М., 1998.
8. Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1995.
9. Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура. Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. — М., 1995.
10. Фромм Э. Человеческая ситуация. — М., 1995.
11. Фромм Э. Миссия Зигмунда Фрейда. — М., 1996.
12.Фромм Э. Мужчина и женщина. — М., 1998.
13. Фромм Э. Догмат о Христе. — М., 1998.
Тема 8 Философский психоанализ Г. Маркузе
Краткая биография. Идейные влияния на формирование мышления Г. Маркузе. Основные работы.
Философские и социальные импликации психоанализа. Критика неофрейдистов культурной и социальной ориентации.
Принцип удовольствия и принцип реальности. Диалектика цивилизации.
Подавление (репрессия) и прибавочное подавление (дополнительная репрессия).
Принцип производительности как господствующая историческая форма принципа реальности. Ограниченность принципа производительности.
Фантазия и утопия. Великий Отказ. Освобождение инстинктов.
Нерепрессивная цивилизация. За пределами царства отчужденного труда.
Прометей как культурный герой репрессивной цивилизации. Орфей и Нарцисс как символы нерепрессивного эротического отношения к действительности.
Самосублимация сексуальности. Новый вид чувственности. Свободная игра творческого воображения. Эротизация человека. Эрос и Танатос.