Салливэн Г.С.: «...личность никогда не может быть изолирована от комплекса межличностных отношений, в которых она живет».
«Близость — это такая ситуация в жизни, в которой могут проявиться все составляющие личностной ценности. Появление личностной ценности требует взаимоотношений, которые я называю сотрудничеством; под этим я понимаю ясно осознаваемое приспособление своего поведения к выраженным потребностям другого человека для достижения тождественного, то есть все более и более близкого к взаимному, удовлетворения и для обеспечения все большего сходства действий, направленных на достижение безопасности».
«... Психиатрическое интервью — это, главным образом, вопрос голосовой коммуникации».
Фромм Э.: «В психоаналитической системе Салливэна, в отличие от системы Фрейда, мы находим четкое разграничение сексуальности и любви».
«Прогресс психоаналитической теории вместе с прогрессом естественных и социальных наук привел к новой концепции, которая основывалась не на идее изолированного индивида, а на идее взаимоотношения человека с природой, самим собой и другими людьми. Предполагалось, что именно это взаимоотношение направляет и регулирует энергию, проявляющуюся в эмоциональных побуждениях человека. Г.С. Салливэн, один из пионеров этого нового взгляда, обозначил психоанализ как изучение межличностных отношений».
|
|
Контрольные вопросы
1. Какие принципы положены в основу межличностной психиатрии Г.С. Салливэна?
2. Что понимается под динамизмом в межличностной психиатрии?
3. Каковы источники внутренних напряжений личности?
4. В чем состоит специфика психиатрического интервью?
5. Что представляют собой системы персонификаций, когнитивности, самости?
6. Какие идеи и методы классического психоанализа были отвергнуты Салливэном?
Литература
1. Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты. — М.; Киев, 1997. – С. 211-220.
2. Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. — М., 1977. - С. 203-217.
3. Саливэн Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии. — М.; СПб., 1999.
Тема 7 Гуманистический психоанализ Э. Фромма
Краткая биография. Влияние психоаналитических идей и философских концепций на формирование мышления Э. Фромма. Основные работы.
Антропологическо-философская концепция человека. Экзистенциальные дихотомии и исторические противоречия человеческого существования. Иметь или быть как две формы существования человека.
Свобода человека и его отчуждение. «Свобода от» и «свобода для». Механизмы бегства от свободы. Авторитаризм и конформизм.
Динамическая концепция характера человека. Типы характера. Неплодотворные и плодотворные ориентации человека.
|
|
Социальный характер. Социальное бессознательное. Основная функция социального характера.
Агрессивность и деструктивность. Доброкачественная и злокачественная агрессия. Формы насилия. Синдром распада и синдром роста. Некрофилия и биофилия.
Психоанализ и этика. Авторитарная и гуманистическая совесть. Вера и надежда. Нравственные силы человека.
Гуманизация современного общества. Психодуховное обновление. Любовь как разрешение проблемы человеческого существования. Искусство любить.
Цели психоаналитической терапии. Социальная адаптация и «лечение души». Терапия невротических симптомов и терапия трудностей жизни. Психоаналитик как целитель души.