Изречения. Салливэн Г.С.: «личность никогда не может быть изолиро­вана от комплекса межличностных отношений

Салливэн Г.С.: «...личность никогда не может быть изолиро­вана от комплекса межличностных отношений, в которых она живет».

«Близость — это такая ситуация в жизни, в которой могут проявиться все составляющие личностной ценности. Появление личностной ценности требует взаимоотношений, которые я на­зываю сотрудничеством; под этим я понимаю ясно осознавае­мое приспособление своего поведения к выраженным потреб­ностям другого человека для достижения тождественного, то есть все более и более близкого к взаимному, удовлетворения и для обеспечения все большего сходства действий, направленных на достижение безопасности».

«... Психиатрическое интервью — это, главным образом, во­прос голосовой коммуникации».

Фромм Э.: «В психоаналитической системе Салливэна, в от­личие от системы Фрейда, мы находим четкое разграничение сексуальности и любви».

«Прогресс психоаналитической теории вместе с прогрессом естественных и социальных наук привел к новой концепции, которая основывалась не на идее изолированного индивида, а на идее взаимоотношения человека с природой, самим собой и другими людьми. Предполагалось, что именно это взаимо­отношение направляет и регулирует энергию, проявляющуюся в эмоциональных побуждениях человека. Г.С. Салливэн, один из пионеров этого нового взгляда, обозначил психоанализ как изучение межличностных отношений».

Контрольные вопросы

1. Какие принципы положены в основу межличностной пси­хиатрии Г.С. Салливэна?

2. Что понимается под динамизмом в межличностной психи­атрии?

3. Каковы источники внутренних напряжений личности?

4. В чем состоит специфика психиатрического интервью?

5. Что представляют собой системы персонификаций, когни­тивности, самости?

6. Какие идеи и методы классического психоанализа были отвергнуты Салливэном?

Литература

1. Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты. — М.; Киев, 1997. – С. 211-220.

2. Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. — М., 1977. - С. 203-217.

3. Саливэн Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии. — М.; СПб., 1999.

Тема 7 Гуманистический психоанализ Э. Фромма

Краткая биография. Влияние психоаналитических идей и фи­лософских концепций на формирование мышления Э. Фромма. Основные работы.

Антропологическо-философская концепция человека. Экзи­стенциальные дихотомии и исторические противоречия челове­ческого существования. Иметь или быть как две формы сущест­вования человека.

Свобода человека и его отчуждение. «Свобода от» и «свобода для». Механизмы бегства от свободы. Авторитаризм и конфор­мизм.

Динамическая концепция характера человека. Типы характе­ра. Неплодотворные и плодотворные ориентации человека.

Социальный характер. Социальное бессознательное. Основ­ная функция социального характера.

Агрессивность и деструктивность. Доброкачественная и злокачественная агрессия. Формы насилия. Синдром распада и синдром роста. Некрофилия и биофилия.

Психоанализ и этика. Авторитарная и гуманистическая со­весть. Вера и надежда. Нравственные силы человека.

Гуманизация современного общества. Психодуховное обнов­ление. Любовь как разрешение проблемы человеческого сущест­вования. Искусство любить.

Цели психоаналитической терапии. Социальная адаптация и «лечение души». Терапия невротических симптомов и терапия трудностей жизни. Психоаналитик как целитель души.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: