Леви-Строс К.: «Бессознательное перестает быть прибежищем индивидуальных особенностей, хранилищем личной истории, которая делает каждого из нас существом уникальным. Термин "бессознательное" обозначает символическую функцию, отличную у человека, но у всех людей проявляющуюся согласно одним и тем же законам и, в сущности, сводящуюся к совокупности этих законов».
«Можно сказать, что подсознание — индивидуальный словарь, в котором каждый из нас записывает лексику истории своей индивидуальности, и что бессознательное, организуя этот словарь по своим законам, придает ему значение и делает его языком, понятным нам самим и другим людям (причем лишь в той мере, в какой он организован по закону бессознательного)».
Фуко М.: «Задаваясь целью заставить бессознательное говорить сквозь сознание, психоанализ устремляется в сторону той основополагающей области, в которой разыгрываются отношения представления и конечного человеческого бытия».
«Дело в том, что психоанализ не может развертываться как чистое умозрительное познание или общая теория человека. Он не способен схватить все поле представления, устремиться за его пределы, указать в нем самое главное, оставаясь при этом эмпирической наукой, построенной на основе тщательных наблюдений».
|
|
«Можно лишь догадываться о столь же большой значимости, которую имел бы психоанализ, если бы он столкнулся с измерением этнологии, но не путем учреждений некой "психологии культуры", не посредством социологического объяснения феноменов, проявляющихся в индивидах в открытии того, что и само бессознательное также обладает некой формальной структурой, что оно есть эта структура».
Лакан Ж.: «Задача психоанализа состоит в том, чтобы воцарилась в субъекте толика реальности, которую это желание поддерживает в нем по отношению к символическим конфликтам и воображаемым фиксациям как средство их согласования; наш путь — это тот интерсубъективный опыт, в котором желание достигает признания.
Теперь становится ясно, что вся проблема состоит в отношениях речи и языка внутри субъекта».
«Итак, мы у подножия стены — стены языка. Мы находимся на своем месте, т.е. по ту же сторону стены, что и пациент; и именно у этой стен, которая что для нас, что для него одна и та же, мы и попробуем отозваться на эхо его речи».
«Психоаналитический опыт вновь открыл в человеке императив Слова — закон, формирующий человека по своему образу и подобию. Манипулируя поэтической функцией языка, он же, опыт этот, дает человеческому желанию его символическое опосредование. И да позволит он вам наконец понять, что вся реальность его результатов заключена лишь в даре речи, ибо лишь посредством этого дара пришла к человеку реальность и лишь совершая акт речи вновь может он реальность сберечь».
|
|
Контрольные вопросы
1. Что понимается К. Леви-Стросом под предсознательным и бессознательным?
2. Каковы, с точки зрения К. Леви-Строса, сходства и различия между шаманским врачеванием и психоанализом?
3. Какие эпистемы и модели человека рассматриваются М. Фуко?
4. Как трактует М. Фуко связи между гуманитарными науками и психоанализом?
5. Какие максимы лежат в основе структурного психоанализа Ж. Лакан?
6. Что нового внес Ж. Лакан в теорию и практику психоанализа?
Литература
1. Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. - М., 1977. - С. 48-81, 108-158.
2. Автономова B.C. Лакан: возрождение или конец психоанализа? // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т. 4. — Тбилиси, 1985.
3. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. — М., 1995.
4. Лакан Ж. Стадия зеркала и другие тексты. — М.; Paris, 1994.
5. Лакан Ж. Семинары. Книга 1: Работы Фрейда по технике психоанализа (1953/1954). - М., 1998.
6. Леви-Стросс К. Структурная антропология. — М., 1983.
7. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М., 1990. - С. 308-339.
8. Фуко М. Слова и вещи. археология гуманитарных наук. — СПб., 1994.
9. Фуко М. Пользование наслаждением // Архетип. — 1996. — № 1. — С. 41-44.
Тема 10 Эгопсихология
А. Фрейд. Краткая биография. Основные работы.
Детский психоанализ. Отличие детского психоанализа от психоанализа взрослых.
Двойная мораль ребенка. Невроз. Место и роль психоаналитика при работе с детьми.
Линии развития ребенка. Воспитание опрятности. Проявление агрессивности. Компромисс между сдерживанием и свободой проявления агрессивности.
Я, Оно, Сверх-Я. Связь между анализом Оно и анализом Я.
Защитные механизмы Я как объект анализа.
Мотивы защиты от инстинктов и аффектов. Типы тревоги. Способы защиты.
Идентификация с агрессором как стадия развития Сверх-Я.
Цель и задачи психоаналитической терапии.
Г. Гартман. Краткая биография. Основные работы.
Структура личности. Принципы психической жизни. Анализ вторичных функций Я.