Изречения. Леви-Строс К.: «Бессознательное перестает быть прибежи­щем индивидуальных особенностей, хранилищем личной ис­тории

Леви-Строс К.: «Бессознательное перестает быть прибежи­щем индивидуальных особенностей, хранилищем личной ис­тории, которая делает каждого из нас существом уникальным. Термин "бессознательное" обозначает символическую функ­цию, отличную у человека, но у всех людей проявляющуюся согласно одним и тем же законам и, в сущности, сводящуюся к совокупности этих законов».

«Можно сказать, что подсознание — индивидуальный словарь, в котором каждый из нас записывает лексику истории своей ин­дивидуальности, и что бессознательное, организуя этот словарь по своим законам, придает ему значение и делает его языком, по­нятным нам самим и другим людям (причем лишь в той мере, в какой он организован по закону бессознательного)».

Фуко М.: «Задаваясь целью заставить бессознательное гово­рить сквозь сознание, психоанализ устремляется в сторону той основополагающей области, в которой разыгрываются отноше­ния представления и конечного человеческого бытия».

«Дело в том, что психоанализ не может развертываться как чис­тое умозрительное познание или общая теория человека. Он не способен схватить все поле представления, устремиться за его пре­делы, указать в нем самое главное, оставаясь при этом эмпириче­ской наукой, построенной на основе тщательных наблюдений».

«Можно лишь догадываться о столь же большой значимости, которую имел бы психоанализ, если бы он столкнулся с измере­нием этнологии, но не путем учреждений некой "психологии культуры", не посредством социологического объяснения фено­менов, проявляющихся в индивидах в открытии того, что и само бессознательное также обладает некой формальной струк­турой, что оно есть эта структура».

Лакан Ж.: «Задача психоанализа состоит в том, чтобы воцари­лась в субъекте толика реальности, которую это желание поддер­живает в нем по отношению к символическим конфликтам и во­ображаемым фиксациям как средство их согласования; наш путь — это тот интерсубъективный опыт, в котором желание до­стигает признания.

Теперь становится ясно, что вся проблема состоит в отноше­ниях речи и языка внутри субъекта».

«Итак, мы у подножия стены — стены языка. Мы находимся на своем месте, т.е. по ту же сторону стены, что и пациент; и именно у этой стен, которая что для нас, что для него одна и та же, мы и попробуем отозваться на эхо его речи».

«Психоаналитический опыт вновь открыл в человеке импе­ратив Слова — закон, формирующий человека по своему образу и подобию. Манипулируя поэтической функцией языка, он же, опыт этот, дает человеческому желанию его символическое опосредование. И да позволит он вам наконец понять, что вся реа­льность его результатов заключена лишь в даре речи, ибо лишь посредством этого дара пришла к человеку реальность и лишь совершая акт речи вновь может он реальность сберечь».

Контрольные вопросы

1. Что понимается К. Леви-Стросом под предсознательным и бессознательным?

2. Каковы, с точки зрения К. Леви-Строса, сходства и разли­чия между шаманским врачеванием и психоанализом?

3. Какие эпистемы и модели человека рассматриваются М. Фуко?

4. Как трактует М. Фуко связи между гуманитарными наука­ми и психоанализом?

5. Какие максимы лежат в основе структурного психоанализа Ж. Лакан?

6. Что нового внес Ж. Лакан в теорию и практику психоа­нализа?

Литература

1. Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. - М., 1977. - С. 48-81, 108-158.

2. Автономова B.C. Лакан: возрождение или конец психоанализа? // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т. 4. — Тбилиси, 1985.

3. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. — М., 1995.

4. Лакан Ж. Стадия зеркала и другие тексты. — М.; Paris, 1994.

5. Лакан Ж. Семинары. Книга 1: Работы Фрейда по технике психо­анализа (1953/1954). - М., 1998.

6. Леви-Стросс К. Структурная антропология. — М., 1983.

7. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная фило­софия. - М., 1990. - С. 308-339.

8. Фуко М. Слова и вещи. археология гуманитарных наук. — СПб., 1994.

9. Фуко М. Пользование наслаждением // Архетип. — 1996. — № 1. — С. 41-44.

Тема 10 Эгопсихология

А. Фрейд. Краткая биография. Основные работы.

Детский психоанализ. Отличие детского психоанализа от пси­хоанализа взрослых.

Двойная мораль ребенка. Невроз. Место и роль психоанали­тика при работе с детьми.

Линии развития ребенка. Воспитание опрятности. Проявле­ние агрессивности. Компромисс между сдерживанием и свобо­дой проявления агрессивности.

Я, Оно, Сверх-Я. Связь между анализом Оно и анализом Я.

Защитные механизмы Я как объект анализа.

Мотивы защиты от инстинктов и аффектов. Типы тревоги. Способы защиты.

Идентификация с агрессором как стадия развития Сверх-Я.

Цель и задачи психоаналитической терапии.

Г. Гартман. Краткая биография. Основные работы.

Структура личности. Принципы психической жизни. Анализ вторичных функций Я.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: