Маркузе Г.: «В противоположность ревизионистам я полагаю, что нет необходимости в культурной или социологической ориентации теории Фрейда, ибо в ее подлинном существе она уже является "социологической", а "биологизм" Фрейда в своем глубинном измерении — социальной теорией, которая постоянно выхолащивалась неофрейдистскими школами».
«Вводя термин "прибавочное подавление", мы сосредоточили обсуждение на институтах и отношениях, которые создают социальное "тело" принципа реальности. Они не просто репрезентируют изменчивые внешние проявления одного и того же принципа реальности, но фактически изменяют сам принцип».
«Непримиримый конфликт существует не между работой (принцип реальности) и Эросом (принцип удовольствия), а между Эросом и отчужденным трудом».
«Фрейдовская интерпретация бытия в терминах Эроса возвращает нас к ранней философии Платона, которая понимала культуру не как репрессивную цивилизацию, но как свободное саморазвитие Эроса».
|
|
«В образах Орфея и Нарцисса примиряются Эрос и Танатос Они возвращают опыт мира, который не завоевывается, а освобождается, опыт свободы, которая должна пробудить силу Эроса, связанного репрессивными и окаменевшими формами отношений между человеком и природой. Эта сила несет не разрушение, а мир, не страх, а красоту».
«Орфический Эрос преобразует бытие: он укрощает жестокость и смерть освобождением. Его язык — песня, его труд — игра. Жизнь Нарцисса — это красота и созерцание. Эти образы указывают на эстетическое измерение как источник и основу их принципа реальности».
«Картина нерепрессивной цивилизации, которую нам дает побочная линия мифологии и философии, указывает новое отношение между инстинктами и разумом. Достижение гармонии между свободой инстинктов и порядком ведет к перевороту в цивилизованной морали: освобожденные от тирании репрессивного разума инстинкты стремятся к свободным и прочным экзистенциальным отношениям — они рождают новый принцип реальности».
Контрольные вопросы
1. Возможно ли развитие нерепрессивной цивилизации?
2. Какие понятия для характеристики репрессивной цивилизации вводятся Г. Маркузе?
3. Что представляет собой новый принцип реальности?
4. Почему Г. Маркузе обращается к образам Орфея и Нарцисса?
5. Что такое самосублимация сексуальности?
6. За что Г.Маркузе критикует ревизионистов классического психоанализа?
Литература
1. Буржуазная философия XX века. – М., 1974. - С. 209-214.
2. Кельнер М. С., Тарасов К. Е. «Фрейдо-марксизм» о человеке. — М., 1989. – С. 75-87.
3. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Философские исследования учения Фрейда. — Киев, 1995.
|
|
Тема 9 Структурный психоанализ
К. Леви-Строс. Краткая биография. Основные работы.
Бессознательная структура разума. Предсознание и бессознательное.
Миф как бессознательное структурное образование. Диахронное и синхронное измерение мифа.
Шаманское врачевание и психоанализ. Индивидуальный миф в психоанализе и социальный миф в шаманском врачевании.
М. Фуко. Краткая биография. Основные работы.
Понятие эпистемы. Логика бессознательного. Дебиологизация бессознательного.
Биологическая, экономическая и языковедческая модели человека. Переход от исследования человека в понятиях функций, конфликтов и значений к анализу его в терминах норм, правил и систем, Смерти, Желания и Закона, генеалогии отношений власти и знания, насилия и истины.
Гуманитарные науки и психоанализ. Структурализм как новый психоаналитический подход к изучению человека.
Ж. Лакан. Краткая биография. Основные работы.
Психоанализ как способ, процедура вербализации бессознательного.
Пересмотр классического определения субъекта. Основные положения, лежащие в основе структурного психоанализа.
Лакановское понимание структуры личности и типов субъекта.
Нововведения в клинической практике. Структурализация времени и речи.