double arrow

Изречения. Маркузе Г.: «В противоположность ревизионистам я полагаю, что нет необходимости в культурной или социологической ориен­тации теории Фрейда

Маркузе Г.: «В противоположность ревизионистам я полагаю, что нет необходимости в культурной или социологической ориен­тации теории Фрейда, ибо в ее подлинном существе она уже явля­ется "социологической", а "биологизм" Фрейда в своем глубин­ном измерении — социальной теорией, которая постоянно выхо­лащивалась неофрейдистскими школами».

«Вводя термин "прибавочное подавление", мы сосредоточи­ли обсуждение на институтах и отношениях, которые создают социальное "тело" принципа реальности. Они не просто репре­зентируют изменчивые внешние проявления одного и того же принципа реальности, но фактически изменяют сам принцип».

«Непримиримый конфликт существует не между работой (принцип реальности) и Эросом (принцип удовольствия), а меж­ду Эросом и отчужденным трудом».

«Фрейдовская интерпретация бытия в терминах Эроса воз­вращает нас к ранней философии Платона, которая понимала культуру не как репрессивную цивилизацию, но как свободное саморазвитие Эроса».

«В образах Орфея и Нарцисса примиряются Эрос и Танатос Они возвращают опыт мира, который не завоевывается, а осво­бождается, опыт свободы, которая должна пробудить силу Эро­са, связанного репрессивными и окаменевшими формами отно­шений между человеком и природой. Эта сила несет не разру­шение, а мир, не страх, а красоту».

«Орфический Эрос преобразует бытие: он укрощает жесто­кость и смерть освобождением. Его язык — песня, его труд — игра. Жизнь Нарцисса — это красота и созерцание. Эти образы указывают на эстетическое измерение как источник и основу их принципа реальности».

«Картина нерепрессивной цивилизации, которую нам дает побочная линия мифологии и философии, указывает новое от­ношение между инстинктами и разумом. Достижение гармонии между свободой инстинктов и порядком ведет к перевороту в цивилизованной морали: освобожденные от тирании репрессив­ного разума инстинкты стремятся к свободным и прочным эк­зистенциальным отношениям — они рождают новый принцип реальности».

Контрольные вопросы

1. Возможно ли развитие нерепрессивной цивилизации?

2. Какие понятия для характеристики репрессивной цивили­зации вводятся Г. Маркузе?

3. Что представляет собой новый принцип реальности?

4. Почему Г. Маркузе обращается к образам Орфея и Нар­цисса?

5. Что такое самосублимация сексуальности?

6. За что Г.Маркузе критикует ревизионистов классического психоанализа?

Литература

1. Буржуазная философия XX века. – М., 1974. - С. 209-214.

2. Кельнер М. С., Тарасов К. Е. «Фрейдо-марксизм» о человеке. — М., 1989. – С. 75-87.

3. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Философские исследования уче­ния Фрейда. — Киев, 1995.

Тема 9 Структурный психоанализ

К. Леви-Строс. Краткая биография. Основные работы.

Бессознательная структура разума. Предсознание и бессозна­тельное.

Миф как бессознательное структурное образование. Диахронное и синхронное измерение мифа.

Шаманское врачевание и психоанализ. Индивидуальный миф в психоанализе и социальный миф в шаманском врачевании.

М. Фуко. Краткая биография. Основные работы.

Понятие эпистемы. Логика бессознательного. Дебиологизация бессознательного.

Биологическая, экономическая и языковедческая модели че­ловека. Переход от исследования человека в понятиях функций, конфликтов и значений к анализу его в терминах норм, правил и систем, Смерти, Желания и Закона, генеалогии отношений власти и знания, насилия и истины.

Гуманитарные науки и психоанализ. Структурализм как но­вый психоаналитический подход к изучению человека.

Ж. Лакан. Краткая биография. Основные работы.

Психоанализ как способ, процедура вербализации бессозна­тельного.

Пересмотр классического определения субъекта. Основные положения, лежащие в основе структурного психоанализа.

Лакановское понимание структуры личности и типов субъекта.

Нововведения в клинической практике. Структурализация вре­мени и речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: