Сартр Ж.-П.: «Глубокое противоречие всякого психоанализа заключается в том, что он одновременно представляет как причинную связь, так и связь понимания между феноменами, которые он изучает. Эти два типа связей несовместимы. Поэтому теоретик психоанализа устанавливает жесткие трансцендентные причинные связи между изучаемыми фактами... тогда как практик достигает успеха, изучая прежде всего факты сознания в понимании, т.е. ловко отыскивая внутрисознательное отношение между символизацией и символом».
«Экзистенциальный психоанализ отвергает гипотезу о бессознательном; он рассматривает психический акт как сопричастный с сознанием».
«...Мы утверждаем, что в той мере, в какой психоаналитик пользуется пониманием для интерпретации сознания, было бы лучше признать открыто, что все то, что происходит в сознании, может получить свое объяснение только из самого же сознания».
«Психоанализ вещей должен в первую очередь заняться установлением того, каким образом каждая вещь есть объективный смысл бытия и отношения человеческой реальности к этому бытию».
|
|
«То, что интересует психоаналитика в первую очередь, так это определение свободного проекта отдельной личности на основе того индивидуального отношения, которое объединяет его с различными символами бытия».
Бинсвангер Л.: «...человек может быть понят не в терминах какой-либо теории, независимо от того, является ли она механистической, биологической или психологической, но только в терминах чисто феноменологического разъяснения тотального сочленения человеческого существования как бытия-в-мире».
«...Указанием на базисную структуру экзистенции как бытия-в-мире Хайдеггер дает в руки психиатра ключ, с помощью которого он, будучи свободным от предрассудков любой научной теории, способен принимать и описывать исследуемые им феномены в их полном внутреннем содержании».
Босс М.: «...с точки зрения феноменов человеческой экзистенции, абсолютно нет никакой необходимости в постулировании бессознательного психического».
«...Сущность человека высвечивается им самим как бытие-в-мире, а не благодаря другому бытию».
«Дазайн-аналитик возвращает человеку его достоинство: он является посланником того, что лежит в основании всего сущего».
Контрольные вопросы
1. Какие идеи и концепции З. Фрейда были подвергнуты критике Ж.-П. Сартром?
2. В чем состоит специфика экзистенциального психоанализа Сартра?
3. На чем основывается экзистенциальный анализ Л. Бинсвангера?
4. Каковы взгляды Бинсвангера на психическое заболевание и здоровье человека?
5. Что представляет собой дазайн-анализ М. Босса?
|
|
6. Какой точки зрения на психическое заболевание придерживается Босс и какова цель дазайн-анализа?
Литература
1. Бинсвангер Л. Бытие в мире. Введение в экзистенциональную психиатрию. — М.; СПб., 1999.
2. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М., 1990. - С. 233-263.
3. Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру. Критический очерк экзистенциального анализа. — М., 1985. — С. 73—105, 145-161.
4. Сартр Ж.-П. Очерк теории эмоций // Психология эмоций. Тексты. Под ред. B.K. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М., 1984. - С. 127-129.
5. Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология. — М., 1998.
Тема 12 Антипсихиатрия
История возникновения антипсихиатрического движения.
Психическое заболевание в контексте межличностного восприятия и экзистенциальных отношений.
Р. Лэйнг. Биографические сведения. Основные работы.
Формы тревоги человека и система ложных Я. Внутренний мир шизоида.
Типы семей. Конфликтные ситуации в семье. Шизофреногенные семьи.
Шизофрения как процесс естественного исцеления. Нормальность — предательство подлинных возможностей человека.
Церемониал инициации. Путешествие по внутреннему пространству и экзистенциальное возрождение. Терапевтические коммуны.
Д. Купер. Основные работы и идеи.
Революция безумия как предпосылка социальной революции. Раскрепощение сексуальности.