Достоевский Ф.М.: «...дряннейшие людишки получили вдруг перевес, стали громко критиковать все священное, тогда как прежде и рта не смели раскрыть, а первейшие люди, до сих пор так благополучно державшие верх, стали вдруг их слушаться, а сами молчат; а иные так позорнейшим образом подхихикивать».
Гроссман В.: «Тех, которые продолжали упорствовать в своем праве быть людьми, начинали расшатывать и разрушать, раскалывать, обламывать и расклеивать, чтобы довести до той степени рассыпчатости, рыхлости, пластичности и слабости, когда люди не хотят уже ни справедливости, ни свободы, ни даже покоя, а хотят лишь, чтобы их избавили от ставшей ненавистной жизни».
Лурия А.: «Эта мысль (о психоанализе как монистической психологии — В.Л.) по существу не совместимая с построением марксистской психологии, руководила целым рядом работ автора, и нужен был ряд лет, чтобы враждебная марксизму сущность этих биологизаторских тенденций психоанализа была им полностью осознана».
Залкинд А.: «Лишь укрепление диктатуры пролетариата вбивает — и навсегда — осиновый кол в могилу "советского фрейдизма". Я счастлив, что действительный фрейдизм был объективно, фактически всегда для меня трупом, но вина моя в том, что по философской своей беспечности того времени я искусственными мерами пытался заставить этот труп плясать под мою дудку; это создавало гниющему трупу видимость рекламы, делало его популярным, заражающим воздух».
|
|
Фрейд З.: «В один прекрасный день те же самые люди о тех же самых вещах начинают думать совсем иначе, чем прежде»,
Контрольные вопросы
1. Почему произошла политизация и идеологизация науки в России?
2. Каким образом происходила переоценка деятельности русских ученых?
3. Что лежало в основе критики и самокритики ученых?
4. Как возможно раскаяние в несовершенных грехах?
5. На чем основывалась идеологическая критика психоанализа в России?
Литература
1. Залкинд А.Б. Дифференцировка на педагогическом фронте // Педология. — 1931. — № 3.
2. Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. — М., 1994.
3. Лурия А. Кризис буржуазной психологии // Психология. — 1932. - № 1-2.
4. Лейбин В.М. Репрессированный психоанализ: Фрейд, Троцкий, Сталин // Российский психоаналитический вестник. — 1991. — № 1.
5. Пружинина А.А., Пружинин Б.И. Из истории отечественного психоанализа (историко-методологический очерк) // Вопросы философии. — 1991. — № 7.
6. Репрессированная наука/Под общей редакцией М.Г. Ярошевского. — Л., 1991.
7. Яхонт И. Подавление философии в СССР (20-30-е годы) // Вопросы философии. — 1991. — № 9-11.
Тема 12 Репрессированный психоанализ
Репрессированный психоанализ.
|
|
Развертывание непримиримой борьбы на «теоретическом фронте». Подавление инакомыслия. Стратегия выживания ученых.
Массовое сознание и образ «отца народов». Эдипов комплекс в контексте возникновения культа вождя. Манипуляция индивидуально-личностным и коллективным бессознательным.
Несовместимость психоанализа с репрессивной политической культурой. Психоанализ коммунизма. Исследование психопатологии революционеров и партийцев.
Запрещение психоанализа в России. Эмиграция русских психоаналитиков. Идеологическая борьба с «антинаучными» психоаналитическими концепциями.