Изречения. Достоевский Ф.М.: «дряннейшие людишки получили вдруг перевес, стали громко критиковать все священное

Достоевский Ф.М.: «...дряннейшие людишки получили вдруг перевес, стали громко критиковать все священное, тогда как прежде и рта не смели раскрыть, а первейшие люди, до сих пор так благополучно державшие верх, стали вдруг их слушаться, а сами молчат; а иные так позорнейшим образом подхихикивать».

Гроссман В.: «Тех, которые продолжали упорствовать в своем праве быть людьми, начинали расшатывать и разрушать, раска­лывать, обламывать и расклеивать, чтобы довести до той степени рассыпчатости, рыхлости, пластичности и слабости, когда люди не хотят уже ни справедливости, ни свободы, ни даже покоя, а хотят лишь, чтобы их избавили от ставшей ненавистной жизни».

Лурия А.: «Эта мысль (о психоанализе как монистической психологии — В.Л.) по существу не совместимая с построени­ем марксистской психологии, руководила целым рядом работ автора, и нужен был ряд лет, чтобы враждебная марксизму сущность этих биологизаторских тенденций психоанализа была им полностью осознана».

Залкинд А.: «Лишь укрепление диктатуры пролетариата вби­вает — и навсегда — осиновый кол в могилу "советского фрейдизма". Я счастлив, что действительный фрейдизм был объек­тивно, фактически всегда для меня трупом, но вина моя в том, что по философской своей беспечности того времени я искусст­венными мерами пытался заставить этот труп плясать под мою дудку; это создавало гниющему трупу видимость рекламы, дела­ло его популярным, заражающим воздух».

Фрейд З.: «В один прекрасный день те же самые люди о тех же самых вещах начинают думать совсем иначе, чем прежде»,

Контрольные вопросы

1. Почему произошла политизация и идеологизация науки в России?

2. Каким образом происходила переоценка деятельности рус­ских ученых?

3. Что лежало в основе критики и самокритики ученых?

4. Как возможно раскаяние в несовершенных грехах?

5. На чем основывалась идеологическая критика психоана­лиза в России?

Литература

1. Залкинд А.Б. Дифференцировка на педагогическом фронте // Педология. — 1931. — № 3.

2. Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. — М., 1994.

3. Лурия А. Кризис буржуазной психологии // Психология. — 1932. - № 1-2.

4. Лейбин В.М. Репрессированный психоанализ: Фрейд, Троцкий, Сталин // Российский психоаналитический вестник. — 1991. — № 1.

5. Пружинина А.А., Пружинин Б.И. Из истории отечественного психоанализа (историко-методологический очерк) // Вопросы фило­софии. — 1991. — № 7.

6. Репрессированная наука/Под общей редакцией М.Г. Ярошевского. — Л., 1991.

7. Яхонт И. Подавление философии в СССР (20-30-е годы) // Во­просы философии. — 1991. — № 9-11.

Тема 12 Репрессированный психоанализ

Репрессированный психоанализ.

Развертывание непримиримой борьбы на «теоретическом фрон­те». Подавление инакомыслия. Стратегия выживания ученых.

Массовое сознание и образ «отца народов». Эдипов комплекс в контексте возникновения культа вождя. Манипуляция инди­видуально-личностным и коллективным бессознательным.

Несовместимость психоанализа с репрессивной политической ку­льтурой. Психоанализ коммунизма. Исследование психопатологии ре­волюционеров и партийцев.

Запрещение психоанализа в России. Эмиграция русских пси­хоаналитиков. Идеологическая борьба с «антинаучными» психо­аналитическими концепциями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: