Изречения. Фрейд З.: «Душевная жизнь отдельного человеческого сущест­ва дает при психоаналитическом исследовании сведения

Фрейд З.: «Душевная жизнь отдельного человеческого сущест­ва дает при психоаналитическом исследовании сведения, с помо­щью которых мы можем разрешить или, по крайней мере, пра­вильно осветить некоторые тайны из жизни человеческих масс».

«Подавление имеющегося намерения что-либо сказать явля­ется непременным условием возникновения оговорки».

«Но самой обычной и в то же время самой поразительной оговоркой является та, когда произносится как раз противопо­ложное тому, что собирался сказать».

«Наша работа по толкованию сновидений открывает, так ска­зать, исходное сырье, которое довольно часто можно назвать сек­суальным в самом широком смысле слова, но которое при даль­нейшей обработке находит самое разнообразное использование».

Медведев Р.: «Давление верхов мы не испытывали, особенно последнее время».

Грачев П.: «Связь между армией и церковью уходит глубоки­ми когтями в историю».

Контрольные вопросы

1. Какова связь между политическими страстями и полити­ческой культурой?

2. О чем могут свидетельствовать запинки, обмолвки, ого­ворки политических деятелей?

3. Может ли сновидение способствовать пониманию полити­ческих страстей?

4. Что представляет собой социальный Эдип?

5. Каковы перспективы использования психоаналитического метода в исследовании будущего России?

Литература

1. Белкин А.И. Современные социальные проблемы в свете психоа­нализа (приглашение к дискуссии) // Российский психоаналитический вестник. — 1991. — № 1.

2. Белкин А.И. Почему мы такие? Психологические этюды. — М., 1993.

3. Гозман Л.Я., Эткинд А.М. Метафоры или реальность? Психоло­гический анализ советской истории // Вопросы философии. — 1991. — № 3.

4. Лейбин В.М. Политические страсти: опыт психоаналитического толкования // Российский психоаналитический вестник. — 1994. — № 3-4.

5. Лейбин В.М. Эдипов комплекс и российская ментальность. — М., 1997.

6. Решентиков М.М. Современная российская ментальность. — М.; СПб., 1996.

Темы рефератов

1. Историческое сознание и отчуждение от истории.

2. Мифы в истории науки.

3. Русскость Фрейда как нетрадиционное видение истории развития психоанализа.

4. Русские мотивы в интеллектуальной деятельности Фрейда.

5. Русские пациенты в клинической практике Фрейда.

6. Русская Литература как источник развития психоаналити­ческих идей.

7. Роль P.M. Рильке и Л. Андреас-Саломе в приобщении Фрейда к русской культуре.

8. Влияние творчества Достоевского на интеллектуальное развитие Фрейда.

9. Бессознательная деятельность человека в оценке Достоев­ского и Фрейда.

10. Проблематика бессознательного в русской философии и психологии.

11. Представления Фрейда о русском характере.

12. Развитие психоанализа в дореволюционной России.

13. Влияние психоаналитических идей на русскую философ­скую, естественнонаучную и литературную мысль.

14. Оценка Фрейдом революционных изменений в России.

15. Отношение Фрейда к социально-экономическому и куль­турному эксперименту в России.

16. Распространение психоаналитических концепций в Рос­сии 20-х годов.

17. Сабина Шпильрейн как человек и психоаналитик.

18. Вклад Николая Осипова в развитие психоанализа.

19. Николай Вырубов как один из первых русских психоана­литиков.

20. Вклад Моше Вульфа в развитие отечественного и между­народного психоанализа.

21. Иван Ермаков как психоаналитик.

22. Научные дискуссии вокруг перспектив развития русского психоанализа.

23. Троцкий о психоаналитическом учении Фрейда.

24. Роль Сталина в развертывании идейной борьбы в науке.

25. История массового покаяния русских ученых.

26. Политическая культура России 30-х годов и гонения на психоанализ.

27. Эдипов комплекс и культ вождя.

28. История возрождения психоанализа в России.

29. Психоаналитическое понимание политических страстей в России.

30. Психоанализ и будущее России.

Экзаменационные вопросы

1. Историческая травма и отчужденное сознание.

2. Мифы науки и мифотворчество в психоаналитическом движении.

3. Традиционное видение истоков возникновения психоана­лиза.

4. Русскость З. Фрейда как нетрадиционный взгляд на исто­рию становления и развития психоанализа.

5. Русские мотивы в эмоциональной и интеллектуальной жизни Фрейда.

6. Русские пациенты З. Фрейда.

7. З. Фрейд, Л. Андреас-Саломе и P.M. Рильке.

8. З. Фрейд и Д.С. Мережковский.

9. З. Фрейд и Ф.М. Достоевский.

10. Психоаналитический подход к жизни и творчеству Ф.М. Достоевского.

11. Взгляды З. Фрейда на русский характер.

12. Особенности «русской души» в оценке З. Фрейда.

13. Проблема бессознательного в русской философии.

14. Проблема бессознательного в русской естественнонауч­ной мысли XIX в.

15. Предпосылки распространения психоаналитических идей в России.

16. Развитие психоанализа в дореволюционной России.

17. Влияние психоаналитических идей на развитие русской философской и естественнонаучной мысли.

18. Проникновение психоаналитических идей в педагогику.

19. Психоаналитическое толкование художественных произ­ведений.

20. Первые русские психоаналитики.

21. Первые психоаналитические центры в России.

22. Развитие психоанализа в России 20-х годов.

23. Деятельность русского психоаналитического общества.

24. Вклад А. Лурия в развитие психоанализа в России.

25. Психоаналитическая библиотека И.Д. Ермакова.

26. Государственный психоаналитический институт.

27. Сторонники и противники развития психоанализа в России.

28. Отношение к психоанализу Л. Выготского.

29. Психоаналитическая интерпретация И.Д. Ермаковым ху­дожественного творчества Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, Ф.М. До­стоевского.

30. Противоречивые оценки теоретической и практической значимости психоанализа.

31. Отношение политических лидеров России 20-х годов к психоанализу.

32. Отношение Троцкого к психоаналитическому учению Фрейда.

33. Сталин и начало политической борьбы в науке.

34. Роль политическойборьбыв судьбе психоанализа.

35. Троцкизм и фрейдизм.

36. Идеологическая критика психоаналитического учения Фрейда.

37. Критика и самокритика среди психоаналитиков.

38. Публичное покаяние приверженцев психоанализа.

39. Позиция А.3алкинда и других психоаналитиков в услови­ях нарастания идеологической борьбы.

40. Подавление инакомыслия и стратегия выживания ученых в 30-х годах в России.

41. Эдипов комплекс в контексте возникновения культа вождя.

42. Исследование психопатологии революционеров и пар­тийных функционеров.

43. Запрещение психоанализа в России.

44. Эмиграция русских психоаналитиков.

45. Отношение З. Фрейда к социально-экономическому и культурному эксперименту в России.

46. Негативные последствия к инакомыслию в оценке З. Фрейда.

47. Предыстория возрождения психоанализа в России.

48. Социально-экономические, политические и культурные преобразования 80-х годов, способствовавшие пробуждению интереса к психоанализу.

49. Возрождение психоанализа в России.

50. Психоаналитические организации и периодические изда­ния конца 80-х начала 90-х годов.

51. Состояние и развитие психоанализа в России в оценке зарубежных ученых.

52. Международное психоаналитическое сообщество и пути развития психоанализав России.

53. Научные дискуссии и программы по возрождению и раз­витию психоанализа в России.

54. Федеральные и региональные центры психоанализа в России.

55. Опыт психоаналитического исследования политических страстей.

56. Психопатология обыденной жизни в контексте современ­ной России.

57. Сновидения и политическая реальность.

58. Проблемы психоналитического образования в России.

59. Психоаналитическая идентичность: национальная само­достаточность или зарубежный опыт.

60. Перспективы развития психоанализа в России в третьем тысячелетии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: