Фрейд З.: «Душевная жизнь отдельного человеческого существа дает при психоаналитическом исследовании сведения, с помощью которых мы можем разрешить или, по крайней мере, правильно осветить некоторые тайны из жизни человеческих масс».
«Подавление имеющегося намерения что-либо сказать является непременным условием возникновения оговорки».
«Но самой обычной и в то же время самой поразительной оговоркой является та, когда произносится как раз противоположное тому, что собирался сказать».
«Наша работа по толкованию сновидений открывает, так сказать, исходное сырье, которое довольно часто можно назвать сексуальным в самом широком смысле слова, но которое при дальнейшей обработке находит самое разнообразное использование».
Медведев Р.: «Давление верхов мы не испытывали, особенно последнее время».
Грачев П.: «Связь между армией и церковью уходит глубокими когтями в историю».
Контрольные вопросы
1. Какова связь между политическими страстями и политической культурой?
|
|
2. О чем могут свидетельствовать запинки, обмолвки, оговорки политических деятелей?
3. Может ли сновидение способствовать пониманию политических страстей?
4. Что представляет собой социальный Эдип?
5. Каковы перспективы использования психоаналитического метода в исследовании будущего России?
Литература
1. Белкин А.И. Современные социальные проблемы в свете психоанализа (приглашение к дискуссии) // Российский психоаналитический вестник. — 1991. — № 1.
2. Белкин А.И. Почему мы такие? Психологические этюды. — М., 1993.
3. Гозман Л.Я., Эткинд А.М. Метафоры или реальность? Психологический анализ советской истории // Вопросы философии. — 1991. — № 3.
4. Лейбин В.М. Политические страсти: опыт психоаналитического толкования // Российский психоаналитический вестник. — 1994. — № 3-4.
5. Лейбин В.М. Эдипов комплекс и российская ментальность. — М., 1997.
6. Решентиков М.М. Современная российская ментальность. — М.; СПб., 1996.
Темы рефератов
1. Историческое сознание и отчуждение от истории.
2. Мифы в истории науки.
3. Русскость Фрейда как нетрадиционное видение истории развития психоанализа.
4. Русские мотивы в интеллектуальной деятельности Фрейда.
5. Русские пациенты в клинической практике Фрейда.
6. Русская Литература как источник развития психоаналитических идей.
7. Роль P.M. Рильке и Л. Андреас-Саломе в приобщении Фрейда к русской культуре.
8. Влияние творчества Достоевского на интеллектуальное развитие Фрейда.
9. Бессознательная деятельность человека в оценке Достоевского и Фрейда.
10. Проблематика бессознательного в русской философии и психологии.
|
|
11. Представления Фрейда о русском характере.
12. Развитие психоанализа в дореволюционной России.
13. Влияние психоаналитических идей на русскую философскую, естественнонаучную и литературную мысль.
14. Оценка Фрейдом революционных изменений в России.
15. Отношение Фрейда к социально-экономическому и культурному эксперименту в России.
16. Распространение психоаналитических концепций в России 20-х годов.
17. Сабина Шпильрейн как человек и психоаналитик.
18. Вклад Николая Осипова в развитие психоанализа.
19. Николай Вырубов как один из первых русских психоаналитиков.
20. Вклад Моше Вульфа в развитие отечественного и международного психоанализа.
21. Иван Ермаков как психоаналитик.
22. Научные дискуссии вокруг перспектив развития русского психоанализа.
23. Троцкий о психоаналитическом учении Фрейда.
24. Роль Сталина в развертывании идейной борьбы в науке.
25. История массового покаяния русских ученых.
26. Политическая культура России 30-х годов и гонения на психоанализ.
27. Эдипов комплекс и культ вождя.
28. История возрождения психоанализа в России.
29. Психоаналитическое понимание политических страстей в России.
30. Психоанализ и будущее России.
Экзаменационные вопросы
1. Историческая травма и отчужденное сознание.
2. Мифы науки и мифотворчество в психоаналитическом движении.
3. Традиционное видение истоков возникновения психоанализа.
4. Русскость З. Фрейда как нетрадиционный взгляд на историю становления и развития психоанализа.
5. Русские мотивы в эмоциональной и интеллектуальной жизни Фрейда.
6. Русские пациенты З. Фрейда.
7. З. Фрейд, Л. Андреас-Саломе и P.M. Рильке.
8. З. Фрейд и Д.С. Мережковский.
9. З. Фрейд и Ф.М. Достоевский.
10. Психоаналитический подход к жизни и творчеству Ф.М. Достоевского.
11. Взгляды З. Фрейда на русский характер.
12. Особенности «русской души» в оценке З. Фрейда.
13. Проблема бессознательного в русской философии.
14. Проблема бессознательного в русской естественнонаучной мысли XIX в.
15. Предпосылки распространения психоаналитических идей в России.
16. Развитие психоанализа в дореволюционной России.
17. Влияние психоаналитических идей на развитие русской философской и естественнонаучной мысли.
18. Проникновение психоаналитических идей в педагогику.
19. Психоаналитическое толкование художественных произведений.
20. Первые русские психоаналитики.
21. Первые психоаналитические центры в России.
22. Развитие психоанализа в России 20-х годов.
23. Деятельность русского психоаналитического общества.
24. Вклад А. Лурия в развитие психоанализа в России.
25. Психоаналитическая библиотека И.Д. Ермакова.
26. Государственный психоаналитический институт.
27. Сторонники и противники развития психоанализа в России.
28. Отношение к психоанализу Л. Выготского.
29. Психоаналитическая интерпретация И.Д. Ермаковым художественного творчества Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского.
30. Противоречивые оценки теоретической и практической значимости психоанализа.
31. Отношение политических лидеров России 20-х годов к психоанализу.
32. Отношение Троцкого к психоаналитическому учению Фрейда.
33. Сталин и начало политической борьбы в науке.
34. Роль политическойборьбыв судьбе психоанализа.
35. Троцкизм и фрейдизм.
36. Идеологическая критика психоаналитического учения Фрейда.
37. Критика и самокритика среди психоаналитиков.
38. Публичное покаяние приверженцев психоанализа.
39. Позиция А.3алкинда и других психоаналитиков в условиях нарастания идеологической борьбы.
40. Подавление инакомыслия и стратегия выживания ученых в 30-х годах в России.
41. Эдипов комплекс в контексте возникновения культа вождя.
42. Исследование психопатологии революционеров и партийных функционеров.
|
|
43. Запрещение психоанализа в России.
44. Эмиграция русских психоаналитиков.
45. Отношение З. Фрейда к социально-экономическому и культурному эксперименту в России.
46. Негативные последствия к инакомыслию в оценке З. Фрейда.
47. Предыстория возрождения психоанализа в России.
48. Социально-экономические, политические и культурные преобразования 80-х годов, способствовавшие пробуждению интереса к психоанализу.
49. Возрождение психоанализа в России.
50. Психоаналитические организации и периодические издания конца 80-х начала 90-х годов.
51. Состояние и развитие психоанализа в России в оценке зарубежных ученых.
52. Международное психоаналитическое сообщество и пути развития психоанализав России.
53. Научные дискуссии и программы по возрождению и развитию психоанализа в России.
54. Федеральные и региональные центры психоанализа в России.
55. Опыт психоаналитического исследования политических страстей.
56. Психопатология обыденной жизни в контексте современной России.
57. Сновидения и политическая реальность.
58. Проблемы психоналитического образования в России.
59. Психоаналитическая идентичность: национальная самодостаточность или зарубежный опыт.
60. Перспективы развития психоанализа в России в третьем тысячелетии.