Изречения. Фрейд З.: «Вы действительно думаете, что кучке бессовест­ных карьеристов и соблазнителей удалось бы сделать столько зла

Фрейд З.: «Вы действительно думаете, что кучке бессовест­ных карьеристов и соблазнителей удалось бы сделать столько зла, если бы миллионы идущих за вожаками не были соучастни­ками преступления?»

Деборин А.: «Вождь партии или определенного идейного на­правления ничего общего не имеет ни с первобытным отцом, ни с господином, ибо его "власть" покоится не на насилии, а на убеждении и на общности взглядов, выразителем и представите­лем которых он является».

Рейснер М.: «С одной стороны, в известных общественных кругах революционное внушение дает своего рода освобождение первобытных дикарских инстинктов и варварства, лежащих в глубине подсознания, но, с другой стороны, поскольку оно от­вечает новому опыту, накопленному в том же подсознании, оно дает возможность инстинктивному и творческому нахождению новых идей, которые затем и ложатся в основу новых жизнен­ных форм».

Залкинд А.: «...самая страшная болезнь партии — одиночест­во, одичание партийцев».

Контрольные вопросы

1. Почему многие русские ученые отреклись от психоанализа?

2. Какие стратегии выживания ученых использовались в Рос­сии 30-х годов?

3. Какова связь между Эдиповым комплексом и образом «отца народов»?

4. Почему психоанализ оказался несовместимым с репрес­сивной политической культурой?

5. К чему привело запрещение психоанализа в России?

Литература

1. Залкинд А. Б. О язвах РКП (схематическая, частичная попытка социально-биологического анализа отрицательных сторон партии) // Вопросы философии. — 1991. — № 7.

2. Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. — М., 1994.

3. Лейбин В.М. Репрессированный психоанализ: Фрейд, Троцкий, Сталин // Российский психоаналитический вестник. — 1991. — № 1.

4. Пружинина А.А., Пружинии Б.И. Из истории отечественного психоанализа (историко-методологический очерк) // Вопросы филосо­фии. - 1991. - № 7.

5. Репрессированная наука/Под общей редакцией М.Г. Ярошевского. — Л., 1991.

Тема 13 Россия глазами психоаналитика

Психоаналитическое видение человеческой цивилизации. Социально-экономическое развитие общества, культура и пси­хика человека.

Отношение Фрейда к трагическим событиям в России. Его оценка революционных преобразований.

Социальные реформы и перспективы устранения противоре­чий между человеком и культурой. Небывалый эксперимент в стране между Европой и Азией.

Двойственное отношение Фрейда к социально-экономиче­скому и культурному эксперименту в России. Надежда на луч­шее будущее России и сомнения в позитивных результатах эк­сперимента.

Несостоятельность насильственного устранения религии из сознания людей. Негативные последствия запрета на инакомыс­лие. Идеализация человеческой природы.

Иллюзии обеспечения возможного равенства между людьми. Частная собственность и эгоистические интересы. Психологиче­ские последствия ограничения влечений к получению удоволь­ствия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: