Издержки фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Эффект масштаба.
Иногда довольно сложно отнести издержки к постоянным или переменным, т.к. все зависит от длительности периода, рассматриваемого для принятия решения. Обычно временные периоды подразделяют на краткосрочные и долгосрочные (длительные). В длительном периоде времени все издержки становятся переменными.
В краткосрочном периоде постоянные издержки не влияют на уровень предельных издержек. Только переменные издержки оказывают существенное влияние на предельные издержки.
В долгосрочной перспективе предельные издержки могут как возрастать, так и оставаться неизменными или же снижаться.
Динамику кривой долгосрочных средних общих издержек можно объяснить при помощи так называемого эффекта масштаба производства.
По мере роста размеров предприятия можно выделить ряд факторов, определяющих снижение средних издержек производства, т.е. дающих положительный эффект масштаба:
· специализацию труда;
· специализацию управленческого персонала;
· эффективное использование капитала;
· производство побочных продуктов.
Отрицательный эффект масштаба возникает при такой организации производства, когда долговременные средние издержки возрастают по мере увеличения объема выпускаемой продукции. Его основная причина связана с ослаблением контроля за координацией деятельности различных звеньев фирмы. Управленческий аппарат становится многочисленным, высшее руководство отдаляется от производственного процесса. Это снижает оперативность, четкость управления, возрастают прямые и накладные расходы производства.
Прибыль и факторы, ее определяющие. Функции прибыли.
Прибыль занимает одно из важных мест в общей системе рыночной экономики. Она обеспечивает экономическую устойчивость фирмы, гарантирует полноту ее финансовой независимости. В условиях рынка именно прибыль предопределяет решение что, как и в каких размерах производить. Каждый предприниматель пытается ответить на вопрос: при каком количестве производимого (реализуемого) товара и при какой цене на него можно получить максимальную прибыль.
Прибыль – превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров и услуг. Это обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия.
Валовая выручка – это полная сумма денежных поступлений от реализации товарной продукции, работ, услуг и материальных ценностей.
Валовой доход предприятия – разница между выручкой от реализации и материальными затратами, включает оплату труда и прибыль.
Функции прибыли:
1. Распределительная;
2. Стимулирующая.
Виды прибыли:
1. Бухгалтерская – часть дохода фирмы, которая остается от общей выручки после возмещения внешних издержек, т.е. платы за ресурсы поставщиков.
2. Экономическая (чистая) – то, что остается после вычитания из общего дохода фирмы всех издержек (внешних и внутренних).
3. Балансовая – разница между выручкой от реализации продукции и суммой материальных затрат, амортизации и заработной платы. Её иногда называют общей прибылью, т.к. именно она является источником распределения и использования средств предприятия.
Каждое предприятие стремится максимизировать свою прибыль. Если фирма увеличивает объем производства, общая прибыль повышается, но до определенного предела, пока предельная выручка больше предельных затрат. Поэтому первое условие прибыли – предельная выручка равна предельным издержкам (MR=MC).
Поведение фирм, максимизирующих свою прибыль в условиях совершенной конкуренции и чистой монополии имеет существенные отличия.
1) В условиях совершенной конкуренции цена является для фирмы заданной величиной. Причем фирма может продать по этой цене любое количество единиц товара. В этом случае цена равна средней выручке и предельной выручке. Приток новых фирм в отрасль приведет к снижению цены товара, поэтому прибыль фирм будет снижаться. Когда цена станет равной средним издержкам, процесс притока фирм в отрасль прекратится. Итак, цена (P) = пред. выручке (MR) = пред. издержкам (MC) = сред. издержкам (AC).
2) В условиях чистой монополии цена не является заданной величиной. Предприниматель осознает, чем больше продукции он произведет, тем меньше будет цена реализации. Поэтому фирма – монополист старается производить продукции меньше по более высокой цене. Либо снижает издержки за счет увеличения масштаба производства и снижает цену. Итак, P>MR=MC.
ТЕМА №9. Рынки факторов производства.
Под фактором производства понимается особо важный элемент или объект, который оказывает решающее воздействие на возможность и результативность производства.
Для производства каждого продукта существует свой набор факторов. Существует несколько подходов к классификации факторов производства.
Марксистская теория подразделяет факторы на две группы:
· личный фактор производства (рабочая сила – совокупность физических и интеллектуальных способностей человека к труду);
· вещественный фактор производства (все средства производства: предметы труда + средства труда).
Маржиналистская теория традиционно выделяет 4 группы факторов:
· труд;
· земля;
· капитал;
· предпринимательская деятельность.
В экономической теории постиндустриального общества выделяют также факторы:
· информационный;
· экономический;
· экологический.
В отличие от спроса на обычные потребительские товары индивидуального назначения, спрос на факторы производства имеет свою специфику – он имеет производный, вторичный характер. Это объясняется тем, что потребность в факторах производства возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага.
В нормальной экономике каждый экономически ресурс имеет конкретного хозяина и является платным. Доход одних людей – это всегда расход других.
Труд как фактор производства представлен интеллектуальной или физической деятельностью, направленной на изготовление благ и оказание услуг.
Рынок труда – это совокупность экономических отношений, которые возникают по поводу спроса и предложения услуг труда.
Количественный результат труда характеризуется не только объемом выполненной работы, количеством произведенной продукции, но и эффективностью трудовой деятельности. Одним из показателей эффективности является производительность труда - количество продукции, произведенной в единицу рабочего времени.
Субъекты рынка труда – наемные рабочие, предприятия, профсоюзы, государство.
Основные элементы рынка труда – спрос, предложение, равновесная цена (з/п), и равновесный объем (занятость).
Предложение рабочей силы – это количество рабочего времени, которое работник готов предложить работодателю при каждом конкретном уровне заработной платы. Как и всякий товар, величина его предложения увеличивается по мере роста цены и уменьшается при ее снижении.
Факторы, ограничивающие предложение труда:
· уровень образования, профессиональная специализация;(штукатуру трудно предлагать себя учителем математики)
· физиологические возможности (возраст, пол, здоровье);
· социальные условия (место жительства, семейное положение или обстоятельства)
· отсутствие (наличие) опыта.
Поведение работников на рынке труда определяют:
· величина з/п;
· условия труда (физическая тяжесть, экология, и т.д.)
· удаленность от места жительства;
· престижность труда;
· степень самостоятельности и ответственности.
Спрос на труд формирует работодатель исходя из предельной производительности труда и сложившейся на рынке цены труда. Спрос на труд находится в обратной зависимости от величины з/п.
Заработная плата – это плата работнику за труд, за использование его рабочей силы.
На уровень заработной платы влияют:
2. количество и качество труда
3. рост производительности труда работника
4. квалификация работника и характер труда
5. конъюнктура (сложившаяся обстановка) на рынке труда
6. степень обобществления з/платы (не вся з/плата поступает нам, часть уходит на отчисления)
7. национальность, пол, религия
Деление оплаты труда связано с налогами и инфляцией.
Существуют следующие виды заработной платы:
· номинальная – сумма денег, полученная в качестве платы за труд за определенный период времени, делится на начисленную (до выплаты налогов) и выплаченную (за минусом уплаченных налогов)
· реальная – зарплата в приобретенных товарах, т.е. стоимостное выражение того количества товаров и услуг: от размера номинальной з/платы, от размера налогов, от уровня цен.
Выделяют следующие формы организации заработной платы:
1. Повременная – з/п рассчитывается за фактически отработанное время по установленным ставкам с учетом квалификации, качества, условий труда.
2. Сдельная (поштучная) – з/п начисляется за количество и качество изготовленной продукции в соответствии с установленными расценками – платой за производство единицы продукции.
На основе сочетания этих двух форм з/платы возникло множество современных гибких и эффективных систем оплаты труда.
Капитал как фактор производства, включает в себя произведенные человеком средства производства (средства труда + предметы труда).
Рынок капиталов также функционирует на основе механизмов взаимодействия спроса и предложения. Результатом является установление цены равновесия (ставка ссудного процента). Чем выше цена средств производства, тем меньше спрос на них со стороны покупателя (тем выше предложение со стороны продавцов).
В зависимости от скорости оборота капитал делится на:
Основной капитал – это средства труда, т.е. факторы производства в виде заводов, оборудования, машин, участвующих в процессе производства длительное время и переносящих свою стоимость на готовый продукт по частям по мере их износа.
Оборотный капитал – это предметы труда (сырье, готовая продукция), участвующие в производстве однократно, полностью потребляющиеся и сразу переносящие свою стоимость на готовый продукт.
Различают 2 вида износа:
Физический износ – это изменение механических, физических, химических и др. свойств материальных объектов под воздействием процессов труда, сил природы и т.д.
Моральный износ – проявляется в потере экономической эффективности и целесообразности использования основных фондов до истечения срока полного физического износа.
Инвестиции – долгосрочное вложение капитала в предприятия различных отраслей экономики.
Инвестиционный капитал формируется из 2-х источников:
1) собственных сбережений предприятий (прибыли, амортизационных отчислений);
2) заемных сбережений.
Процент – плата за право получения ресурсов в свое распоряжение до того, как будут накоплены средства, чтобы эти ресурсы купить. Под процентом понимается плата предпринимателя (заёмщика) любым физическим и юридическим лицам.
1. Как ссудный процент (доход банка, судивший предпринимателю деньги)
2. Как процент держателя облигации, одолживший ей часть своих денег.
3. Как арендная плата (доход арендодателя, который сдал в аренду принадлежавшие ему постройки, сооружения, транспортные средства).
Учетная ставка (ставка рефинансирования) – это процент, под который ЦБ РФ предоставляет кредит коммерческим банкам.
Земля – это ресурс, который не производится, а существует как природный объект, который количественно ограничен.
В связи с ограниченностью земельных участков предложение земли совершенное неэластично.
Земельная рента – часть прибыли, возникающей при использовании земли.
Выделяют две формы земельной ренты:
· Абсолютную, есть тот минимальных доход, который получают владельцы всех участков земли независимо от её качества
· дифференциальную(I,II), добавочный доход, получаемый собственниками лучших земель.
Рента