Лекция 10. Формирование умственных действий. Указываем части этого продукта в порядке их выполнения


П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

указываем части этого продукта в порядке их выполнения. Это может не совпадать с порядком, в каком они выступают в конечном виде. Вы указываете части, из которых составляется конечный продукт. Части указываете в порядке их выполнения, и каждая часть должна иметь свои характерные показатели. Когда вы наметили систему последовательно создаваемых частей с их характерными показателями, то дальше, третьим пунктом намечаете те операции, в результате которых создается каждая часть. Причем каждая часть может требовать нескольких операций, и вы намечаете их в порядке выполнения, и тоже с их показателями. Теперь уже показателями операций как частей действия, в смысле быстроты, размаха и т. д. (об этом мы будем говорить особо).

Значит, необходимо представить в порядке выполнения все операции, соответствующие каждой части. Конечно, в эту схему входят и характеристики исходного материала, с которым вы работаете (кроме конечного продукта, разложенного на отдельные части). Ведь действие приходит к конечному продукту, но исходит оно из начального материала. Этот материал всегда есть. Характеристика исходного материала действия — тоже важный момент, он входит в эту самую схему.

Дальше идет указание на орудия, которыми вы пользуетесь. Почти все человеческие действия производятся с использованием орудий Эти орудия могут быть естественными, в виде собственных органов, а могут быть и искусственными. Даже когда вы просто пишете, у вас есть ручка, к которой предъявляются определенные требования (часто мы недовольны качеством ручек), бумага, которая также должна иметь определенные качества, и т. д. Значит, есть орудия, которыми мы пользуемся. Но есть»и другие орудия, которыми иногда приходится пользоваться. Ну, например: когда мы изучаем иностранный язык, то мы должны выучиться правильно произносить звуки иностранного языка с помощью другого естественного орудия — гортани. Но мы же заставляем несчастную гортань говорить так, как она не приучена с детства, — на чужом языке, на основе других принципов интонирования. И вы знаете, что одно из самых трудных заданий — научиться правильной интонации, фонетике чужой речи Но мы должны этому научиться. Во всех физических упражнениях очень ясно выступает необходимость научить собственные конечности работать так, как нужно, а не в плане обыва-

ПЕТД


ГИЛ

тельского их употребления: ходим мы кое-как, зачастую и смотреть противно. Надо ходить красиво. В военном деле знают, что есть разный шаг. Ведь этому надо учить. Но не только в военном деле этому учат, учат и в балетных школах. А если бы вы видели, как ходят некоторые люди, которые умеют правильно ходить, так вы бы позавидовали и тоже постарались бы ходить не как-нибудь, а так, чтобы на вас заглядывались. Значит, всему надо учиться, и надо свои собственные органы приучать к соответствующим требованиям.

Орудия могут быть всякими, Если вы возьмете материальное производство, то там есть станки, режущие, вспомогательные, измерительные инструменты — все это должнр быть увязано в единую, общую систему.

Существует еще один очень важный момент, который раньше выступал лишь в общей, описательной форме. Раньше мы могли на него просто указать, а сейчас укажем на него как на отдельную часть этой системы. Кроме того, на что должно ориентироваться действие учащегося (учащийся — это название всякого человека, который учится; будь он хоть академиком — все равно учащийся, если он чему-то учится, осваивает новые действия), нужен еще общий взгляд на всю эту систему. Раньше мы так и говорили, что в качестве последнего пункта схемы, которую мы назвали схемой ориентировочной основы действия (т. е. на эту схему человек должен ориентироваться, когда он начинает выполнять новое для себя действие), мы всегда ставили представление всей схемы в целом. А теперь мы можем прямо указать, что кроме всего этого есть оперативная схема мышления, и это очень важный момент, который показывает, почему человека нельзя заменить машиной, — потому что для машины вот этот последний момент не нужен, все остальное можно подать на машину, а вот это и нельзя, и не нужно. Это же схема действия, схема общего направления предмета, с которым мы будем действовать. Когда система этих указаний очень сложная, а она в большей части бывает сложная, или когда нам приходится действовать не так, как выглядит какая-нибудь вещь, как выглядит материал, вопреки его внешнему виду, — вот тогда нам нужно предложить учащемуся помимо списка последовательных операций еще и общую оперативную схему его мышления

Я вам сейчас расскажу об одной такой очень красивой схеме. Учеников 3-4-х классов учили анализировать памятники древне-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: