Лекция 10. Формирование умственных действий. Пока это лишь схема). Кроме этой схемы должна быть оперативная схема мышления в отношении того, что человек должен делать


П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

пока это лишь схема). Кроме этой схемы должна быть оперативная схема мышления в отношении того, что человек должен делать. Если схема ориентировочной основы проста, если на выделение крупных моментов (основных положений) достаточно движений по ним, тогда, конечно, можно обойтись без выделения оперативной схемы как особого элемента, но психологически она все равно выделяется учащимися из -частностей. А вот если схема ориентировочной основы сложна, тогда оперативную схему нужно вводить отдельно.

Очень важно добавить к этому, что разделение формируемого действия на отдельные шаги должно учитывать подготовленность человека. Естественно, если вы имеете хорошо подготовленного человека, то шаги будут более крупные. Если человек менее подготовлен, то шаги должны быть более дробные. Есть, конечно, какой-то предел дроблению. Потому что если уж очень дробно членить какой-то материал, то всегда нужно учить предварительным знаниям и умениям. Не тому сразу, чему вы хотите, а тому, что является предварительным условием усвоения нового материала, если уж обучаемый не может усвоить самостоятельно даже элементарного раздела нового знания. И поэтому очень важно разделять объективное членение действия и его субъектное, или психологическое, деление. Соответственно, нужно различать отдельные объективные звенья действия и отдельные шаги учащегося на этой схеме. Потому что он начинает с тех шагов, которые может сделать, а потом его шаги все время увеличиваются, хотя структура действия, объективная структура остается одной и той же. Но он делает всё более крупные шаги. И это одно из важнейших заданий — увеличивать размер шагов, которые совершает учащийся, двигаясь в выполнении действия дальше и дальше. В конце концов все действие превращается как бы в один сплошной поток, в один шаг. А иногда отдельные действия сливаются и образуют шаги, которые превосходят по размеру отдельные действия. Объективно они представляют собой цепь действий, а для субъекта они сливаются в один сплошной поток. Это надо очень четко различать, потому что одно дело то, чем нужно овладевать, а другое дело, как вы, овладевая, меняете способ выполнения этого действия, и, соответственно, как это действие вам представляется — целостно или дискретно.

Есть одно очень характерное обстоятельство, которое свидетельствует о том, что вам удалось создать полную схему ориентиро-

Ш


ГЕЙ

вочной основы действия. Ведь вы можете это делать по своему соображению, но учащийся, следуя вашей схеме, не всегда может действие выполнить. Кто тут виноват? Вы виноваты! Вы! Если у него есть все необходимые предпосылки, если вы создали правильную схему, то показателем этого является такое парадоксальное положение, что, пользуясь этой схемой, человек, не умеющий выполнять без нее какое-то действие, может выполнить его с первого же раза правильно, и выполнять правильно каждый раз далее. Значит, он без схемы не может выполнить действие, а опираясь на эту схему, он выполняет его шаг за шагом. И если схема правильно построена, то ученик с неизбежностью приходит к положительному результату. Вот это обстоятельство, немного парадоксальное на первый взгляд, но совершенно понятное, состоящее в том, что человек, не умеющий выполнить данное действие, пользуясь схемой ориентировочной основы действия, с первого раза и каждый раз далее, ъ е. не случайно, выполняет это действие правильно. Это показатель того, что вы правильно составили план действия. А если человек, следуя вашей схеме (если он отвлекается, то это не нужно брать во внимание), выполняет одно указание за другим и не приходит к намеченному результату, значит, схема не составлена, вы что-то пропустили. Ищите сами! Это всегда было очень важно для нас, вот почему мы затратили свыше 20 лет на все эти истории, ибо далеко не всегда просто составить эту схему.

Значит, такова схема ориентировочной основы действия, представленная в последовательном виде. Ее часто называют алгоритмом, но это не алгоритм в собственном смысле слова, не математический алгоритм, это алгоритмоподобное предписание, причем оно отличается от предписания, которое математика предъявляет к алгоритму, т. е. такое предписание, которое машина выполняет без понимания. А здесь наоборот. Вы всегда составляете каждое предписание с расчетом на понимание человеком. Пусть это совсем маленькое предписание, как у того умственно отсталого ребенка, о котором я вам рассказывал, маленькое понимание, но обязательно понимание. Потому что хотя бы на коротком этапе он сам должен ориентировать свое действие. Он! Действие само же не идет, его направляют Значит, здесь, вопреки тому, что требуется для вычислительной машины, мы с самого начала рассчитываем на понимание испытуемым того отрезка действия, на котором он его производит.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: