П. Я. Гальперин лекции по психологии. К тому же каждая из этих частей имеет еще целый ряд пунктов

К тому же каждая из этих частей имеет еще целый ряд пунктов. Например, фундамент: из чего он строился, по какому плану и т. д. Для каждой из этих частей имеется 6-7 таких пунктов. Ну, скажем, основная коробка: она могла быть кубической, прямоугольной, шестиугольной, восьмиугольной. И все это требует особого анализа. И оказалось, что когда детям дали карточки, на которых была приведена схема, то это была очень сложная схема:

Основные положения Подразделения
Фундамент 1.— 2 — 3.—
Коробка 1 — 2.— з.—
Крыша 1 — 2 — 3 —
Барабан 1 — 2 — 3 —
Главка 1 — 2 — 3 —
Двери 1 — 2 — 3 —
Окна 1 — 2 — 3 —
Пристройки 1 — 2 — 3 —

При этом оказалось, что пользоваться этой схемой дети могут таким образом, идя от одного пункта к другому, очень строго анализировать задание и делать заключение о постройке Но такую длин-

гся


юл

ную схему очень трудно перенести в умственный план. Как только вы отрываете детей от этой схемы, они становятся беспомощными. А между тем научить — это значит научить анализировать самостоятельно, а не с помощью этой карточки. И вот оказалось, что для того, чтобы легче овладеть ею и усвоить ее содержание, детям нужно дать такую оперативную схему, которая поражает, с одной стороны, своей пустотой, а с другой — своей необходимостью.

Движение анализа идет от фундамента к коробке, от коробки к крыше, от крыши к барабану, от барабана к главке, потом поворачивается к дверям, потом к окнам, а уже потом к пристройке. Вот нужна еще, оказывается, такая схема Значит, помимо того огромного списка вы должны дать еще и эту схему Л что она, собственно, прибавляет? Ведь она же пустая А она дает самое общее расчленение предмета и самый общий порядок движения в предмете. И это является руководящим началом в анализе предмета Это очень интересная вещь Понимаете, это то, что машине не нужно Она пройдет по этой схеме (вы же в нее карточку заложили) и даст ответ, который подберет для соответствующего случая По то, что я вам рассказал, — это частный сл\чай, т е частная оперативная схема. А вот этого у машины и нет Схемы, имеющие мировоззренческий характер, тоже оперативны и находятся в особом отношении к знанию. Раньше мы думали- имею знание — хорошо, не имею — плохо. Оказывается, можно иметь знание — и тоже неважно получается, если нет соответствующей оперативной схемы, которая дает общее отношение к предмету

Вот каким должен быть последний пункт схемы ориентировочной основы действия (она еще схема, потому что действия пока нет А когда оно будет, тогда схема станет ориентировочной основой, но


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: