Лекция Ю. Формирование умственных действий


Но помимо того, здесь же есть и характеристика продукта, характеристика его составных частей, характеристика исходного материала. Но машине это не нужно — что машина может делать с этими характеристиками? А человеку нужно. Кроме того, эта оперативная схема всегда нужна человеку, и хотя она не всегда выступает как физически отдельный элемент, но всегда психологически присут-сгеуе^^Че^ювШилй сам это выделит, если она просто задана в структуре этой схемы; или ее можно для него выделить и тем самым облегчить ему работу усвоения. Это первая подсистема — подсистема, Обеспечивающая построение нового действия.

Вторая подсистема — это подсистема, обеспечивающая приобретение действием желаемых свойств. Речь идет о том, как человек может выполнить новое действие, пользуясь схемой ориентировочной основы. Как теперь обеспечить этому действию желаемые свойства? И какие свойства мы вообще хотим придать этому действию? Но об этом — в следующей лекции.


ЛЕКЦИЯ 11

СИСТЕМА ПЛАНОМЕРНО-ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

Я немножко повторю то, о чем говорил в прошлый раз, а затем продолжу тему. Я говорил, что исследование процессов формирования разных психических явлений мм начн&м ic формирования идеальных действий, поскольку с помощью действий и на их основе организуются и формируются все остальные психические процессы. И я говорил, что в этом начинании мы будем исходить из положения Маркса о том, что идеальное есть не что иное, как материальное, «пересаженное» в человеческую голову и преобразованное в ней. Вот этот процесс мы и будем прослеживать.

Значит, нам нужно выяснить, как действия сначала формируются именно в качестве внешних, предметных действий субъекта, а затем переносятся в идеальный план (сначала мы возьмем умственный, внутренний план), в результате этого переноса претерпевают закономерные изменения, в конце которых становятся неузнаваемыми и выглядит как собственно психический процесс.

Рассматривать формирование действия мы будем исходя из некоторых заранее установленных показателей. Если мы этого не сделаем, то лишимся возможности установить причинную зависимость между отдельными свойствами действия и теми условиями, которые приводят к образованию того или иного свойства. Как обычно, и вся школьная практика, и жизнь вообще учат нас выполнять некоторые действия не физически, а идеально. Скажем, когда вы переходите дорогу, то определяете расстояние, скорость движения автотранспорта и оцениваете, сумеете ли вы обогнать в своем движении приближающийся транспорт. Значит, вы производите идеальные действия в поле восприятия, и жизнь учит нас этим необходимым идеальным действиям в окружающем поле вещей. Но если мы не ставим себе заранее задачу сформировать какое-то действие или сформировать его с определенными условиями, а делаем так, как это вообще делается (т е. сначала разъясняется это действие, затем его задают



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: