П. Я. Гальперин лекции по психологии. Выучить, а потом проверяют, что получится), то у разных людей в разных обстоятельствах все получается по-разному

выучить, а потом проверяют, что получится), то у разных людей в разных обстоятельствах все получается по-разному. И трудно даже понять, что и почему так получилось.

Чтобы избежать подобного, мы заранее наметим, какими свойствами должнр обладать действие, которое мы решили воспитать как идеальное, и выберем систему условий, которые обеспечат конечный результат. Эта система распадается на три подсистемы. Я их сначала назову, а потом мы рассмотрим каждую из них подробнее.

Первая подсистема содержит условия, которые позволяют построить заданное действие как действие конкретного субъекта или сформировать схему ориентировочной основы заданного действия.

Вторая подсистема обеспечивает приобретение заданным действием желаемых свойств. Одно и то же действие может выполняться с разными достоинствами, с разными показателями, по которым их потом и оценивают: скоростью, определенной независимостью от условий и т. д. Таким образом, вторая подсистема обеспечивает воспитание желаемых свойств действия субъекта.

Третья подсистема обеспечивает перенесение первоначально внешнего, предметного действия в идеальный план данного субъекта с превращением его в новый конкретный, уже собственно психологический процесс.

В прошлый раз, рассматривая первую из этих подсистем, я говорил, что она состоит из условий, которые испытуемому надо учитывать, чтобы он мог построить новое для него действие, научился выполнять то действие, которое он еще выполнять не умеет.

Эта подсистема довольно сложная и состоит из нескольких частей. Прежде всего, следует указать модель заданного действия, т е. его требуемую форму. Значит, мы должны представить действие, подлежащее усвоению, в том виде, какой оно должно иметь в результате его освоения. Ну а действие, как вы помните, характеризуется прежде всего тем, что оно делает, т. е. своим продуктом. Поэтому вначале вы указываете продукт, который должен быть достигнут, с определенными показателями этого продукта, затем действие, которое ведет к этому продукту, опять-таки с его конечными показателями. Вот это — ясное представление о том, что должно быть достигнуто, характеризуемое как по процессу, так и по продукту. Но так как и то, и другое достигается не сразу, а во времени, последовательно, то продукт должен быть разделен на части в порядке их выполне-

гсп


ЕЕЕ1

ния. Это не тот порядок, в каком они выглядят в окончательном виде, а это тот порядок, в каком этот продукт выполняется. Значит, мы делим этот продукт на части в порядке выполнения, соответственно, делим действие на отдельные звенья тоже в порядке их выполнения. Каждому такому частичному продукту и каждому такому отдельному звену действия мы указываем также показатели, каким и эта часть продукта, и это звено должны отвечать. Я подчеркивал, что нужно различать объективное звено действия и тот шаг, который способен выполнить испытуемый и который может совпадать с этим звеном (тогда это звено должно быть раздроблено на посильные для испытуемого шаги). А может быть, и так обязательно бывает в процессе формирования действия, эти звенья все больше и больше объединяются в один шаг, так что в конце концов действие протекает как единый, сплошной, нераздельный процесс. Нам пока что важно разделять две вещи: объективные звенья действия и возможности испытуемого выполнить эти звенья (может быть, по более мелким частям; может быть, по такой же, как это звено, части; а может быть, и по более крупным частям).

Следующим моментом является характеристика исходного материала, с которым «работает» действие. Такой материал есть всегда, даже тогда, когда он не виден внешним образом, и я вам говорил, что даже тогда, когда вы имеете, скажем, вольные гимнастические движения, где нет внешнего материала, но исходный материал — это наличная способность данного человека выполнять физические движения, его мышцы, его степень владения этими мышцами. Значит, его физическое развитие к началу освоения вольных движений — это и есть тот материал, с которым он должен работать Он должен рассматривать свои физические возможности как материал, из которого предстоит вылепить новое заданное движение Это тот случай, когда исходного материала во внешнем поле как бы нет. А во всех других случаях мы всегда имеем такой материал в явном виде. И, конечно, в физической работе это понятно — это тот «сырой» материал, с которого мы начинаем свою деятельность. А в умственной работе — это громадный материал источников, которые нужно собрать для того, чтобы над ними произвести затем какую-то работу, исследование и прийти к заключению Значит, всегда есть такой материал.

И очень важная задача — организовать этот материал предварительно, а не так, как часто бывает не продумав, начинаем сразу


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: