double arrow

ЛЕКЦИЯ 11. СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ. представления, а это — вещь очень рискованная: нам кажется, что мы понимаем, а потом оказывается, что это не то



П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

представления, а это — вещь очень рискованная: нам кажется, что мы понимаем, а потом оказывается, что это не то, чего мы хотели, или, во всяком случае, то, чего не понимают другие. Так давайте определим, что же это значит — разумность действия?

Разумность действия состоит в том, что субъект ориентирует свое действие на его объективные существенные отношения. Есть множество1 отношений между вещами и обстоятельствами, внутри которых любое действие выполняется, и субъект должен среди всевозможных отношений, связывающих эти вещи, выбрать те, которые существенны для выполнения этого действия. Это вовсе не простая задача.

Теперь второе свойство. Обычно его называют обобщенностью. Это тоже очень важное обстоятельство, потому что действие не всегда происходит в одних и тех же условиях. Оно может выполняться в условиях, которые очень варьируют и иногда очень мешают. Поэтому обобщенность действия означает, что субъект умеет выделять существенные отношения действия из многообразия тех конкретных условий, в которых ему приходится действовать, в том числе и из системы мешающих условий (помех). Это очень важно, потому что есть очень ответственные действия, они совершаются в очень ограниченных условиях. Нужно воспитать устойчивость, нечувствительность к помехам, умение выделять существенные отношения на фоне помех.

Теперь — сознательность действия. Давайте не будем рассуждать по поводу того, что такое сознательность и т. д Потому что здесь десять тысяч мнений по поводу этой характеристики, как и по поводу других. Давайте просто условимся, что мы будем называть сознательностью. Сознательностью действия мы будем называть возможность человека дать словесный отчет о своем действии

Теперь — критичность. Критичность — это сличение принятых критериев с действительностью. Значит, это не просто применение избранных критериев к самому действию, а это оценка самих критериев. Вот, скажем, я выбираю для оценки какие-то характеристики. А критичность заключается в том, что я понимаю, на каком, собственно, основании я выбираю эти характеристики. Являются ли они единственными, являются ли они решающими, и вообще, отвечают ли они действительности, или я их выдумал и решил, что вот эти показатели являются решающими.

QQ


Ran

Значит, критичность действия — это критичность по отношению к избранным критериям, это сопоставление критериев с действительностью, по отношению к которой они взяты.

Наконец, мера овладения действием. Это чрезвычайно важная вещь, и она характеризуется прежде всего тем, может ли выполняться это действие только с исходными вещами, или оно может выполняться также в словесной форме, в символической форме, может ли оно выполняться в уме, с какой скоростью и т. д.




Ясно, что когда мы намечаем подобные свойства, то мы хотим, чтобы мера овладения была максимальной, чтобы испытуемый мог выполнить это действие с максимальной скоростью, сознательностью, со способностью дать отчет о действии в самых разных формах: на вещах, без вещей, в письменном виде, при умственном выполнении и т. д. Соответственно, возникает вопрос о том, как же их получить, воспитать? И для этого первым становится вопрос о том, из чего складываются вот эти желаемые показатели, какой исходный материал действия мы должны преобразовать, чтобы получить заданные качества? Мы рассматриваем желаемые качества как производные, вторичные. Это то, что мы хотим воспитать, но чего нет или может не быть в том или ином конкретном случае. Значит, мы должны сначала рассматривать какие-то такие первичные свойства, которые всегда присущи действию, и из этих первичных свойств путем определенных приемов формировать желаемые свойства.

Вопрос поэтому теперь стоит таю мы перечислили итоговые желаемые свойства, а каковы же первичные свойства всякого действия''' Первичными свойствами являются следующие. Во-первых, я бы сказал, это природа объектов, с которыми производится действие. Эти объекты могут быть или материальными, или словесными, так сказать, представленными через слова и производные от слов (всякие условные обозначения и т. д.). Наконец, это могут быть действия в представлении. И в представлении тоже мы можем иметь или наглядные образы объектов, или понятийные объекты. Эти различия мы характеризуем как уровни действия, имея в виду следующее. Самый внешний уровень — это материальный, потом идет промежуточный, очень своеобразный, только у человека имеющийся уровень — речевой, потому что речь имеет материальную основу. Маркс говорил, что на речи с самого начала тяготеет «проклятие материи» Язык всегда имеет свою материальную основу, а вот



Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: