Лекция 13. Процесс интериоризации. Итак, наш первый вывод касается метода психологического исследования


П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

Итак, наш первый вывод касается метода психологического исследования. В связи с этим стоит упомянуть, что данные самонаблюдения нами не отрицаются. Мы их, разумеется, признаём. На их основе мы говорим, что психическое явление выглядит так-то. Но это же только явление и ничего больше! А что скрывается за этим явлением? Это мы можем узнать только тогда, когда сами это явление делаем, достигаем его в результате контролируемого процесса формирования. Вот тогда мы знаем, что за ним стоит. Самонаблюдение дает то, что оно может дать. Оно дает явление, не более того. Но отказываться от данных самонаблюдения у нас нет никаких оснований. Однако ограничиваться ими — это значит отрицать психологию как науку, так как наука не может ограничиваться одними лишь явлениями. А если мы знаем все те механизмы, которые лежат за тем или иным явлением, тогда мы начинаем понимать и роль явления. Философы говорят, что явления существенны. Потому что когда вы имеете сложную систему, которая ушла внутрь, от нее и остается лишь явление, с помощью которого вы и контролируете весь процесс. Тогда вы начинаете понимать, насколько удобна эта форма умственного, сокращенного и автоматизированного действия. Это наиболее выгодная, наиболее экономная форма психической деятельности.

Значит, явления — это особая форма очень экономной работы, потому что вы уже не занимаетесь мелко расчлененным процессом, а он представляется вам в очень экономном виде, суммарно, в виде явления И если явление возглавляет хорошо воспитанную пирамиду условных связей, оно имеет величайшее положительное значение

Стоит подчеркнуть, что люди в основной своей массе никак не могут преодолеть представления о том, что психические явления, человеческое сознание — в нашей голове и они ни для чего им не требуются А за ними — мозг, который и есть, собственно, работающий орган. А психическое явление неизвестно зачем появляется. Но это — чисто субъективный взгляд. А работает мозг, в нем и надо искать механизмы психики и сознания. До сих пор сохраняются представления эпифеноменализма, т. е. представления механического материализма, который признаёт, что да, к сожалению, мозг производит психику, но дальше эта психика никуда не годна, потому что она есть идеальное явление. А мы ведь не можем допустить, чтобы

ЯП


Яй

Идеальные представления, мысли и т. д. влияли на материальное и путали все законы материальных вещей.

Это представление, выдвинутое еще Гоббсом, до сих пор существует. Посмотрите: многие наши физиологи именно так и представляют себе психику. Ну да, есть мозг, это заслуживает изучения, этим стоит заниматься. А психика — что это такое?

Теперь вы понимаете, что мозг, а человеческий мозг особенно, — это система возможностей. А какие из этих возможностей будут реализованы — это зависит от того; ясак мы построим внешнюю и внутреннюю деятельность человека. Из самого мозга и закономерностей его работы это еще не вытекает. Субъект есть начало действия, не психика сама действует, а субъект, обладающий психикой как формой идеального действования.

Теперь несколько практических слов. Какое практическое значение имеет та система, о которой мы говорили? Всегда ли шкала поэтапного формирования должна иметь такую развернутую форму, о которой я вам говорил? Если бы она всегда имела развернутую форму, то не составляло бы труда восстановить эту шкалу. А нам пришлось потратить около 20 лет, чтобы ее установить. В этом-то и дело, что формирование не всегда проходит по столь отчетливым этапам. Почему? Вот как раз недавно А. Ф. Карпова защищала специальную диссертацию на эту тему*. И эта диссертация показала, что если вы имеете очень новый материал и очень новое задание, то тогда вы должны применить развернутую форму. Или, если вам нужно исправить прежде неправильно сформированное действие, то всю процедуру тоже надо провести по этой системе Но если вы применяете поэтапное формирование последовательно, то начинает происходить совмещение этапов.

Например, очень важной частью является проговаривание. На первых задачах испытуемые учатся проговаривать, так как нам нужно, чтобы другой человек мог полностью понять его и во всем объеме содержание усваиваемого действия. Но когда человек начинает понимать, какие требования будут предъявляться потом к его речи, он начинает эту речь применять соответствующим образом с самого начала.

* Карпова А. Ф Изменение поэтапного формирования при его систематическом применении Управляемое формирование психических процессов / Под ред П Я Гальперина М, 1977


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: