Лекция 13. Процесс интериоризации. Одними можно очень быстро пройти эту программу, с другими — медленнее, а с третьими вообще эту программу не пройдешь


П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

Одними можно очень быстро пройти эту программу, с другими — медленнее, а с третьими вообще эту программу не пройдешь.

А в нашем случае оказывается, что если вы пользуетесь методом планомерного формирования, достаточно взять просто нормальных детей, и по отношению к ним получается выравнивание успеваемости, т. е. общеобразовательная программа для всех нормальных детей оказывается вполне доступной. У слабо подготовленных (конечно, такие дети всегда встречаются) возникает необходимость в дополнительных занятиях. Но только первое время и в очень небольшом количестве. А потом наступает выравнивание успеваемости. Я хочу подчеркнуть: успеваемости, а не способностей. О способностях речь будет идти отдельно — мы их не отрицаем, и они также должны иметь свое объяснение. Но по отношению к общеобразовательной программе вы можете получить выравнивание успеваемости такого рода, что самые худшие будут отличаться от самых лучших, как, скажем, 98% отличается от 92%. Вот и всё. Это такое различие, которое снимает проблему различий внутри классов.

Значит, здесь другой подход к массовому обучению, через иную методику преподавания. Я уже рассказывал, что мы взяли детишек в конце первого года обучения и проверили, как сложились у них умственные действия по отношению к арифметическому материалу. И вот обнаружились очень четкие различия, которые в общем соответствовали оценке учителя. Но только в общем, а были и очень занятные расхождения

Тик, оказалось, что двоечники - это тс, кто застрял на ранних формах освоения действий и, пытаясь догнать своих уходящих вперед товарищей, автоматизировали свои ранние формы, потому что автоматизация даст видимое ускорение выполнения действия Пытаясь догнать уходящих товарищей, они автоматизировали то, чем обладали, и из-за этого заклинились на недостаточно развитых формах. И беда заключается в том, что когда учитель хочет им помочь и дополнительно занимается с ними, он занимается с ними тем же самым образом, что и раньше. Он только дает им дополнительные задания. И теперь все зависит от того, какой это учитель. Если это одаренный учитель, как говорят, талантливый учитель, он замечает, что ребенок работает не так, как нужно. И он его поправляет. Тогда эти занятия могут привести к положительному результату А если это средний учитель' Он выполняет свои обязанности честно, он до-

яп


Полнительно работает с отстающим учеником, но не замечает, чего не хватает ребенку. Он просто проводит с ним дополнительное время. А ребенок еще больше заклинивается в своих ранних формах, окончательно становится неуспевающим. И тогда учитель говорит: «Я делал все, что мог, но он безнадежен». И этим все заканчивается. Вот вам психология возникновения этих несчастных двоечников.

Теперь посмотрим, почему ребенок становится троечником. С одной стороны, все-таки троечник, уже успевающий ученик, а с другой стороны, почему он не четверочник? Потому что, оказывается, такие дети овладевают первыми формами освоения действия, заучивают результаты этих первых форм, а промежуточные формы действия в уме они пропускают. Поэтому там, где он может опереться на какие-то готовые табличные данные, он дает правильный ответ. Если нет, он обращается к развернутому материализованному выполнению действия. Но если ему нужно что-то мысленно проверить, он этого сделать не может. Так что в общем-то он как-то тянется за классом на этих «троечках», потому что во внешней форме он что-то делать может. А там, где действие нужно выполнить в уме, он уже бессилен.

Теперь четверочники. Это очень интересный и очень пестрый народ. Они отличаются от пятерочников тем, что у них всегда что-то недоработано. Причем, не постоянные по составу, но разные стороны действия: то недостаточное обобщение в каком-то отрезке действия, то какие-то формы недостаточно автоматизированы Словом, недостатки у них выступают по-разному, но они всегда есть

Ну а пятерочники? Настоящие пятерочники — это те, которым посчастливилось во всем пройти полную программу положительных действий, т е по всем этапам. Они по всем проверочным показателям удовлетворяют полной системе требований. Но среди них часто бывают и ненастоящие пятерочники. Когда мы показывали таких учителям, они соглашались, что «пятерка» была поставлена для поощрения Причем поощрение бывает разное иногда учитель видит, что ученик тянет на «четверку», но старается Л другому ставят не за то, что старается, а за то, что он хороший мальчик Этому тоже ставится «пятерка», но ставится она за моральные качества А с Другой стороны, есть пятерочники, которым ставят «четверки», чтобы они не зазнавались Словом, эти личностные характеристики и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: