Формирование сенсорных (чувственных) образов

В прошлый раз я рассказывал о проц£с£е формирования понятий, потому что этот процесс более сйбматйче^кий и его довольно просто можно представить. Сегодня я iipoUOJfi&y ту же тему, только на материале образов восприятия, на материале сенсорных образов.

Чтобы проследить формирование сенсорных образов, приходится брать в качестве объекта формирования образ того, что незнакомо в обычной практике. Это потому, что люди уже наполнены обильным сенсорным опытом. Значит, надо найти какую-то задачу на формирование нового образа.

Для формирования нового образа мы выбрали такой объект, как средневековые армянские здания, которые для большинства российских учащихся незнакомы. Эти здания были представлены на больших фотографиях, и их можно было хорошо рассмотреть.

Испытуемые видели здание, но сначала не улавливали его специфических особенностей, потому что сформированного образа зданий этого типа у них не было. Такой образ нужно было еще создать, сформировать Вот такую задачу мы себе и поставили создать обобщенный образ зданий этого типа При этом решили это делать для сопоставления двумя путями, обычным и экспериментальным, по строго выраженной методике поэтапного формирования.

Обычный путь заключался в том, что испытуемому ставилась задача хорошо ознакомиться со средневековой армянской архитектурой. Для этого им показывали фотографии таких зданий. За образец брали наиболее простое и типичное здание. Потом говорили: это — характерное армянское здание того типа, которое вам нужно будет потом уверенно узнавать. А дальше мы будем показывать вам здания и армянского типа, и другого типа. А вы сравнивайте и устанавливайте, в чем особенности зданий армянского типа, чем они отличаются от зданий другого типа, похожих или непохожих.


П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

Мы подбирали образцы разных армянских зданий. Затем среди этих образцов в определенном порядке предъявлялись образцы архитектуры других типов: очень близкого, но все-таки отличного типа. Это были и грузинские средневековые здания, и русские средневековые церкви. Значит, речь шла о сопоставлении церквей: армянских средневековых, грузинских и русских того же периода. Некоторые из них очень похожи друг на друга. Подбирались и образцы зданий, очень далекие от армянских. С одной стороны, скажем, готические здания Запада, а с другой стороны, здания мусульманской архитектуры — мечети всякого рода.

Эксперимент проводился таким образом: сначала показывали типичное здание и говорили: вот это типичное здание, смотрите на него внимательно. А потом показывали образцы других зданий. Испытуемые рассматривали образцы и говорили, армянские это здания или неармянские. Экспериментатор ограничивался только конечной характеристикой этого результата, т. е. он говорил: «Правильно, это — армянское здание» или «Нет, это — неармянское здание». И всё. Так эти образцы менялись один за другим.

Такая тренировка продолжалась до тех пор, пока испытуемые не начинали уверенно и очень тонко отличать образцы армянской архитектуры от образцов такой же церковной архитектуры близких и более далеких типов.

На втором пути, когда хМЫ пользовались методикой поэтапного формирования, дело обстояло иначе. Там мы сначала рассказывали испытуемым, для чего служили эти здания, т. е. какой цели они удовлетворяли А цель тогда была довольно сложная. С одной стороны, это были религиозные постройки, и, следовательно, они выражали религиозную идею. Во-вторых, церкви тогда были одновременно домом общественных собраний, и это тоже должно было учитываться. И, наконец, в-третьих, служили одновременно крепостями, в которых отсиживались люди при нападении врага. Церковь строилась с учетом этих трех задач, т. е. ее свойства должны были удовлетворять решению первой, второй и третьей задачи.

Затем указывалось, в каких внешних условиях происходило строительство, какими материалами располагали люди для постройки. И это объясняло характер материалов, из которых они были построены. И, наконец, испытуемым сообщались некоторые дополнительные соображения относительно исторических обстоятельств строительства этих зданий

Гага


Я5Я

Потом на основании этой лекции выделялись характерные отличительные признаки армянских средневековых зданий. С одной стороны, это выражение идеологии и вместе с тем крепостная постройка. С другой стороны, идеология воплощалась не только во внешних формах, но и в плане построения. И наши церкви, и армянские особенно строятся, имея в плане вид креста. Крест служит как бы основанием, по контурам которого возводится здание.

Характерны пропорции такого здания. Некоторые армянские средневековые здания очень большие, но сохраняют характерные пропорции и в целом, и в некоторых своих^ особенных деталях: они больше в ширину, чем в высоту. Это особенно четко проступает на такой детали, как барабан. Есть такой на церкви; знаете? Он находится над крышей. Вот в армянских церквах барабан широкий, а крыша невысокая, далее идет основное здание. Оно может быть большое, но всегда ширина преобладает над высотой.

Итак, очень характерны пропорций. Затем, очень характерны формы окон и дверей. Имели в виду, что это должны быть крепости, поэтому окна у них узкие, длинные, щелевидные. И двери, несмотря на то, что в них должны были заходить люди, делались также как можно более узкими. Это естественно, если здание должно служить крепостью, в которую не должны прорваться враги.

Характерной особенностью этих зданий был местный материал, из которого они строились. Это был знаменитый армянский туф. Это великолепный строительный материал, прочный и вместе с тем легко поддающийся обработке. Поэтому здания строились из больших камней, точно пригнанных друг к другу, тщательно обработанных. Это не были валуны, какие иногда встречаются в Западной Европе, которые вставляются в стену и промежутки между которыми заполняются раствором. Нет, здесь камни хорошо пригнаны друг к другу, потому что они хорошо обрабатывались.

Теперь последняя характерная особенность. Несмотря на легкость обработки камня, которая позволила появиться в армянском искусстве характерной резьбе по камню, средневековые церкви характеризуются бедностью декора, т. е. украшений. Как правило, украшения имеются, но они незначительны. Хотя от этого правила есть большие отклонения, так что в другой раз этот признак может стать колеблющимся, но в общем-то армянские средневековые церкви несравненно бедней по декору, чеА\1, скажем, грузинские.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: