Лекция 17. Психологическое содержание автоматизации. Что уханье обостряет и материализует его ориентировку в этом процессе


П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

Что уханье обостряет и материализует его ориентировку в этом процессе. Ведь только непосвященному человеку может казаться, что рубка дров — это простое занятие. На самом деле это сложный процесс, здесь соображать надо: как полено построено, как идут круги, где расположены сучки, которые мешают расколу, как выбрать такое направление, чтобы полено раскололось без помех. И вот когда он ухает, то этим говорит: «вот так», «вот так». Он намечает, где ударить и подтверждает свою ориентировку. Так что выразительность имеет значение не только для партнера, но и для самого действующего субъекта. Она подчеркивает характер его ориентировки в поле действия. И как всякое внешнее выражение, выразительность облегчает это действие. Правда, она и выдает эту ориентировку в действии. Поэтому, если вы хотите, наоборот, скрыть свою ориентировку, вы не должны проявлять свою выразительность. Это способ скрыть свою ориентировку в действительной ситуации, чему приходится специально учить, потому что в обществе не всегда принято показывать, что вы в чем-то ориентируетесь. В общем, ведите себя не так, как вам хочется, а так, как положено.

На этом мы заканчиваем рассмотрение проблемы формирования человеческих действий. Как вы помните, мы начали с особых действий, которые полностью уходят во внутренний план, являются умственными; потом рассмотрели действия, которые остаются во внешнем плане, но превращаются в идеальное действие (идеальные действия взора, слуха и т. д.). Затем проследили, как вместе с этими действиями формируются сенсорные образы окружающих вещей и понятия о них; и, наконец, познакомились с тем, как формируются физические действия, т е действия, исполнительная часть которых остается не просто среди вещей, но как физический процесс в отношении этих вещей

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВНИМАНИЯ

Теперь мы переходим к заключительному разделу третьей части нашего курса В каждом процессе ориентировки обязательно участвует момент контроля. Это очень сложный и общий процесс. Речь идет не только о контроле, но и о регулировании исполняемого нами действия Сначала мы намечаем план своего действия, потом

стн


ИЛИ

приступаем к исполнению этого действия. Исполнение обязательно должно регулироваться: оно контролируется и в случае нужды поправляется. Это необходимо даже на уровне машин, изготовляемых человеком, потому что машины вне человеческого общества не существуют. Но это необходимо и для организмов, потому что все такого рода системы при работе быстро изнашиваются и вследствие износа могут привести к сбою. Поэтому всякая такая система требует регуляции.

Моментами регуляции являются контроль за исполнением и в случае отклонения от заданного образца — оценка этих отклонений, наметка поправок и выполнение действий с учетом этих поправок. Наконец, более высокий уровень того же процесса заключается в том, что не только исполнение контролируется, но и сам план. Потому что если при исполнении сделано все то, что намечено, а ожидаемый результат не получен, значит, план был недостаточен. Для нас как психологов это особенно важно, потому что когда мы намечаем заранее схему полной ООД (ориентировочной основы деятельности), то для нас очень важно установить, а действительно ли она является полной. Нам может казаться, что она очень полная, а для испытуемого она оказывается недостаточно полной. Если он будет что-то делать и в конце концов выкарабкается сам или при нашей помощи, то мы ничего не узнаем.

Мы должны заставить испытуемого действовать строго по построенной схеме. Если он действительно строго ей следует, особенно в материализованной форме, полностью доступной контролю, и при этом ие достигает заданного результата, тогда мы обнаруживаем свою ошибку Одна диссертация была выполнена на материалах изучения действий нормальных детей, детей с задержкой умственного развития двух степеней (легкой и тяжелой) и детей-олигофренов. В протоколах обследования детей, имеющих задержку умственного развития, написано, что они могут разумно проследить какой-то процесс и выполнить его правильно. Более того, они начинают запоминать то, чего раньше не запоминали. Это не простое дело — развернуть действие так, чтобы оно стало доступно испытуемому. Взрослые люди уже привыкли к такой степени сокращения действий, что им кажется странным, как другие этого не понимают. А при обучении действие лучше разворачивать на большое количество операций (отрезков), добиваясь от детей выполнения нового


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: