double arrow

ЛЕКЦИЯ 17. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ АВТОМАТИЗАЦИИ. между субъектом и конечным продуктом, превращается в канал непосредственной связи с этим продуктом, ибо не овладев действием в совершенстве



П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

между субъектом и конечным продуктом, превращается в канал непосредственной связи с этим продуктом, ибо не овладев действием в совершенстве, вы будете думать о том, чтобы правильно выполнить его. Когда же вы овладеваете действием, тогда это перестает быть для вас актуальной задачей. Задачей, наоборот, становится продукт действия и его отношение к той задаче, ради которой этот продукт производится. И вот тут происходит замечательная вещь: человек устанавливает прямое отношение к продукту своего действия, к тому, ради чего это действие выполняется.

Всякое действие имеет выразительность, только иногда эта выразительность бывает нелепой, например, когда по радио передают выступление каких-нибудь героев труда. А они и говорить-то не умеют. Это для них оказывается специальной и очень сложной задачей, и они заняты ею, заняты говорением перед микрофоном. В результате получается невыразительная речь, потому что говорить для них — это новое дело, это для них не освоенная еще задача. Очень выразительно говорят.дети, они не думают о том, умеют они говорить или нет. Говорят свободно, даже не умея этого делать, а получается выразительно. Нужно быть или ребенком, или артистом, тогда можно достигнуть желаемой выразительности. Важно вот что: пока вы не овладели действием, это действие стоит между субъектом и конечным продуктом, оно оказывается промежуточным процессом, на котором сосредоточено все внимание. А когда вы овладели этим действием, то оно происходит автоматически, перед вами выступают сам продукт и его значение, ради чего вы это действие и выполняете Вот тогда только и появляется выразительность действия. В конце 1920-х годов была опубликована статья одного замечательного немецкого психиатра. Она вышла в психиатрическом журнале, но посвящалась психологической теме. И поэтому не была замечена ни психиатрами, ни психологами.

Статья была посвящена так называемой внутренней позе. Внутренняя поза трактуется как высшая инстанция автоматических процессов. Оказывается, дело обстоит не так, что каждое действие отдельно связывается с некоторой центральной инстанцией. Оказывается, есть особая высшая инстанция для всех автоматических процессов. Эта высшая инстанция представляет собой определенное отношение субъекта к тому, что он делает. Эта инстанция устанавливается и функционирует непроизвольно, но она проявляет себя во

CTZ1


ЕЯЗ

всех внешних процессах поведения. Одним из характерных проявлений этой инстанции является такой факт: вы знаете, что когда человек говорит по телефону и даже если он при этом находится один в комнате, то он проделывает выразительные движения. Но зачем? Ведь человек на другом конце провода не видит этих движений. А дело в том, что человеку при разговоре трудно сдерживать внутри себя и не проявить внешне все свои эмоции по поводу сказанного. Вот он их и проявляет мимикой, пантомимикой и т. д. Он говорит и одновременно выражает то, что его волнует, выдает свое отношение к тому, что говорит.




Есть такая высшая инстанция непроизвольных выразительных движений, которую можно называть «внутренней позой». Она представляет собой отношение субъекта к тому, что он делает, в широком плане — не в техническом плане с точки зрения правильности выполнения и достижения результата, отвечающего заранее заданным техническим требованиям, а с точки зрения того, какое значение имеет этот продукт или это действие для какой-то ситуации или маленькой, ближайшей, или большой, отдаленной стратегической задачи. И вот, когда действие становится автоматическим, оно подключается к этой естественной инстанции высших выразительных процессов и приобретает выразительность.

Выразительность имеет двойное значение: во-первых, она направлена во внешний мир, для других субъектов действия. У животных есть много выразительных движений, которые имеют врожденный характер и выполняются не для того, чтобы выражать отношение к ситуации, а имеют громадное защитное, приспособленческое значение. Например, когда животное хочет произвести большое впечатление на врага, оно принимает устрашающую позу. Это отпугивает врага. В процессе эволюции выработались автоматические механизмы устрашающих поз, и теперь животные принимают их, даже не зная зачем, но это действует. И у кого это получается хорошо, тот дольше живет, чем те, у кого это не получается. Так или иначе, выразительные движения имеют объективное значение, они всегда направлены на партнера.



Есть и другое значение выразительных движений — для самого субъекта. Например, я видел человека, который при рубке дров очень выразительно ухал. Я думал: зачем он ухает, ведь на полено это не действует, опускать топор он мог бы и молча? Оказывается,

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: