П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ
между субъектом и конечным продуктом, превращается в канал непосредственной связи с этим продуктом, ибо не овладев действием в совершенстве, вы будете думать о том, чтобы правильно выполнить его. Когда же вы овладеваете действием, тогда это перестает быть для вас актуальной задачей. Задачей, наоборот, становится продукт действия и его отношение к той задаче, ради которой этот продукт производится. И вот тут происходит замечательная вещь: человек устанавливает прямое отношение к продукту своего действия, к тому, ради чего это действие выполняется.
Всякое действие имеет выразительность, только иногда эта выразительность бывает нелепой, например, когда по радио передают выступление каких-нибудь героев труда. А они и говорить-то не умеют. Это для них оказывается специальной и очень сложной задачей, и они заняты ею, заняты говорением перед микрофоном. В результате получается невыразительная речь, потому что говорить для них — это новое дело, это для них не освоенная еще задача. Очень выразительно говорят.дети, они не думают о том, умеют они говорить или нет. Говорят свободно, даже не умея этого делать, а получается выразительно. Нужно быть или ребенком, или артистом, тогда можно достигнуть желаемой выразительности. Важно вот что: пока вы не овладели действием, это действие стоит между субъектом и конечным продуктом, оно оказывается промежуточным процессом, на котором сосредоточено все внимание. А когда вы овладели этим действием, то оно происходит автоматически, перед вами выступают сам продукт и его значение, ради чего вы это действие и выполняете Вот тогда только и появляется выразительность действия. В конце 1920-х годов была опубликована статья одного замечательного немецкого психиатра. Она вышла в психиатрическом журнале, но посвящалась психологической теме. И поэтому не была замечена ни психиатрами, ни психологами.
|
|
Статья была посвящена так называемой внутренней позе. Внутренняя поза трактуется как высшая инстанция автоматических процессов. Оказывается, дело обстоит не так, что каждое действие отдельно связывается с некоторой центральной инстанцией. Оказывается, есть особая высшая инстанция для всех автоматических процессов. Эта высшая инстанция представляет собой определенное отношение субъекта к тому, что он делает. Эта инстанция устанавливается и функционирует непроизвольно, но она проявляет себя во
CTZ1
ЕЯЗ
всех внешних процессах поведения. Одним из характерных проявлений этой инстанции является такой факт: вы знаете, что когда человек говорит по телефону и даже если он при этом находится один в комнате, то он проделывает выразительные движения. Но зачем? Ведь человек на другом конце провода не видит этих движений. А дело в том, что человеку при разговоре трудно сдерживать внутри себя и не проявить внешне все свои эмоции по поводу сказанного. Вот он их и проявляет мимикой, пантомимикой и т. д. Он говорит и одновременно выражает то, что его волнует, выдает свое отношение к тому, что говорит.
|
|
Есть такая высшая инстанция непроизвольных выразительных движений, которую можно называть «внутренней позой». Она представляет собой отношение субъекта к тому, что он делает, в широком плане — не в техническом плане с точки зрения правильности выполнения и достижения результата, отвечающего заранее заданным техническим требованиям, а с точки зрения того, какое значение имеет этот продукт или это действие для какой-то ситуации или маленькой, ближайшей, или большой, отдаленной стратегической задачи. И вот, когда действие становится автоматическим, оно подключается к этой естественной инстанции высших выразительных процессов и приобретает выразительность.
Выразительность имеет двойное значение: во-первых, она направлена во внешний мир, для других субъектов действия. У животных есть много выразительных движений, которые имеют врожденный характер и выполняются не для того, чтобы выражать отношение к ситуации, а имеют громадное защитное, приспособленческое значение. Например, когда животное хочет произвести большое впечатление на врага, оно принимает устрашающую позу. Это отпугивает врага. В процессе эволюции выработались автоматические механизмы устрашающих поз, и теперь животные принимают их, даже не зная зачем, но это действует. И у кого это получается хорошо, тот дольше живет, чем те, у кого это не получается. Так или иначе, выразительные движения имеют объективное значение, они всегда направлены на партнера.
Есть и другое значение выразительных движений — для самого субъекта. Например, я видел человека, который при рубке дров очень выразительно ухал. Я думал: зачем он ухает, ведь на полено это не действует, опускать топор он мог бы и молча? Оказывается,