Лекция 17. Психологическое содержание автоматизации. Никогда не бывает одним и тем же и состояние самого действующего субъекта


П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

Никогда не бывает одним и тем же и состояние самого действующего субъекта. Поэтому создание стереотипии, необходимой для образования условных связей, представляет малоперспективную деятельность, так как даже при ограничении условий действий нельзя обеспечить полностью стереотипных, идентичных условий. Все равно какая-то вариация условий действия будет иметь место, и, стало быть, всегда необходима известная мера обобщения.

В таком случае нужно идти прямо на это основное требование и сознательно и планомерно вести обобщение по самому широкому кругу оснований. В этом отношении нужно указать на очень распространенную ошибку. Дело в том, что, не зная вышеуказанного механизма, процесс обучения стараются облегчить за счет воспитания действий, доведенных до автоматизма, и делают это путем уменьшения набора ситуаций. На помощь приходит математика, начинается вычисление частотности известных событий, и список учебных ситуаций ограничивается наиболее часто встречающимися. Считается, что в этих условиях проще выработать постоянный навык. Но этот навык теряет чрезвычайно много в своем качестве, притом, что выработка навыка на обобщенной основе нисколько не трудней по сравнению с более суженным диапазоном задач. Поэтому надо различать следующее: одно дело, как часто встречается явление в практике, а другое дело — насколько нужно учитывать это явление для формирования обобщенного действия. Вот тут и оказывается, что редко встречающиеся формы особенно значимы для выделения того, что объединяет эти формы с более частными, т. е. для выработки подлинно обобщенных основ применения известного действия. Это всегда нужно различать, как часто в практике появляются известные ситуации и как выгодно воспитывать действие на известном круге ситуаций. Это не труднее, чем воспитывать на узком круге, но это заранее обеспечивает воспитываемому действию такой широкий диапазон применения, при котором и частые, и редкие случаи будут решаться одинаково легко. Это очень важное обстоятельство идет вразрез с современной практикой обучения, которая оправдывает свое понимание вопроса применением математики, принципами частотности и всякими другими умными вещами, не имеющими отношения к сути дела.

Суть же дела состоит в том, что выгодно всегда брать весь набор ситуаций, которые подлежат решению с помощью данного дейст-

стп


Идп

вия. Это создает предпосылки для максимального обобщения данного действия и с самого начала придает ему возможности, которые могут быть по-разному использованы, нисколько не затрудняя его образования. Если, наоборот, сперва воспитывается действие в узких условиях, а потом его питаются перенести на более широкие условия, вот тогда получаются чрезвычайные затруднения, тогда мы | встречаемся с ситуациями переучивания, которое всегда гораздо f трудней, чем первоначальное правильное обучение. Таким образом, мы рассмотрели здесь важное положение, что стереотипность, необходимую для образования строгой связи отдельных звеньев действия, выгодно воспитывать на обобщенной основе действия.

Наряду с выделением общих оснований действия возникает и обратная проблема, т. е. применение этого обобщенного действия к отдельным случаям, которые требуют учета не только общих оснований, но и специфических, индивидуальных обстоятельств выполнения действия (выработки того, что называется гибкостью навыка). Ведь можно выработать очень жесткий, малоподвижный стереотип, очень узкий навык даже на обобщенной основе, если давать только это обобщенное основание, без применения во всем диапазоне разных ситуаций. Тут же, наоборот, надо применять общие основы обязательно с учетом конкретных условий действия.

Это в мышлении мы можем пренебречь частностями, но когда мы действуем с реальными вещами, то вынуждены учитывать все индивидуальные особенности этих вещей. Мы можем направлять действие на главные черты явления, но мы не можем забывать, что эти главные черты связаны с чертами индивидуальными. Ведь реальные объекты всегда осложнены индивидуальными чертами. Действие должно быть широким не только по своему общему основанию, но оно должно гибко приспосабливаться и к частным условиям. Мы должны быть готовы к встрече с такими частными особенностями, которые заранее трудно предвидеть, т. е. к встрече с неожиданностями. Как же обеспечить встречу с неожиданными обстоятельствами, без чего не может быть гибкости действия?

Это возможно только таким образом, что в ориентировочной основе, т. е. той части действия, которая воспитывается с самого начала, одновременно закладывается и представление о тех основных вариантах обстановки, в которых это действие может применяться Это другая сторона того же процесса, потому что мы выделяем


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: