Лекция 27. Психология воли


П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

является только следствием того, что решено в голове, «про себя». И в этом ее принципиальное индивидуалистическое начало. Как же изображается волевой процесс с этой точки зрения?

Авторы описывают такие стадии этого процесса. Сначала возникает некое влечение, которое еще не имеет своего осознанного предмета. Затем это влечение находит свой предмет и становится осознанным, определенным и получает новое название — желание. Это желание требует своего осуществления, и вот тут-то возникает главная эпопея волевого процесса, т» е. представление о том, какими путями может быть удовлетворено это желание. Возникает много соображений, говорящих «за» и «против». Вот эта борьба мотивов и считается центральным психологическим процессом. Этот этап заканчивается составлением какого-то намерения, которое включается в план поведения. Составляется намерение, есть план действия, и дальше дело представляется как осуществление этого намерения. Как видите, весь процесс разыгрывается в основном внутри сознания. Остальное — дело техники.

По этой теории, человек действует в силу начального влечения, потом вступает в соотношение с другими мотивами, и в конце концов делается выбор наиболее сильного мотива, т. е. действие происходит под влиянием наиболее сильного мотива. Но при чем же здесь воля? Психологи старой школы говорили, что воля — это иллюзия, на самом деле имеет место всеобщий безусловный детерминизм поведения. Все детерминировано. Это соображение было очень сильным и получило общественное выражение. Герцену пришлось выдержать очень большую борьбу в полемике о свободе воли человека. Герцен был материалистом, но лишь в пределах физического и биологического мира, к историческому материализму он только подошел, но границы его не перешел И противники Герцена говорили, что он ратует за крестьянскую революцию, а все детерминировано и будет идти своим ходом. Предоставьте истории идти своим ходом. Вы ничего не можете изменить. Значит, сидите и ждите. Если крестьянская революция должна наступить, то она наступит сама.

Возражение сильное. Герцен на это отвечал, что в истории есть свои закономерности, а какие, он не мог сказать и не мог объяснить, зачем нужно вмешательство человека. Он не был вооружен новой психологической теорией. Старая же (эмпирическая психология) приводила к механистическому детерминизму и фатализму, тек

ЕШ


Его

признанию того, что все предопределено. Но ведь воля — это действие вопреки мотиву, а не под его влиянием. Но откуда она берется, эта воля? Говорили так, что воля — это первичная духовная сила и не может быть объяснена. Но где же тогда выход?

Рассмотрим учение о мотивах. Здесь много сбивающих обстоятельств. Само слово «мотив» — латинское и означает то, что двигает, побуждает.

Исходя из такого буквального понимания мотива в зарубежной, и особенно американской, психологии сейчас много разработок учения о мотивах и об измерении мотивов. Например, проводится такое измерение мотивов. Крыса, у которой появилось потомство, усаживается по одну сторону пола-решетки, под которой пропущен ток, а потомство — по другую сторону клетки. Измеряется сила мотивов. Что возьмет верх? Но дело в том, что и у нас мотивы часто понимаются как побуждения. И это как будто совпадает с проблемой волевого поведения. Мы должны разделить понятия: побуждение к действию и мотив.

Побуждением к действию являются два основных вида побуждения — это или потребности в собственном смысле слова (органические, социальные и т. д.), или страсть (чувства), которые побуждают к определенным действиям. Так вот, нужно различать: побуждение — это одно, а мотив — это другое. За мотив человек несет ответственность. За чувства и потребности не несет. Наоборот, если человек испытывает самые отрицательные побуждения, но не позволяет прорваться им в поведение, то он заслуживает большой похвалы Известен такой рассказ о Сократе: однажды, когда он вел разговор на площади в Риме, к нему подошел физиономист, который посмотрел на Сократа и сказал ему: «Вот ты рассказываешь о хороших вещах, а судя по твоему лицу, ты исполнен самых низменных страстей». Ученики Сократа набросились на физиономиста, но Сократ их остановил и сказал: «Он прав. От природы я полон всяких дурных страстей, но я сумел их обуздать и не позволяю им определять мое поведение». Так что побуждение — это одно, а мотив поведения — это другое. Мотив — то, за что человек несет ответственность, а за побуждение — нет. А за то, что он принял это побуждение как основание для своего поведения, он несет ответственность. Он согласился на это Это принятие мотива своего поведения. Побуждения толкают на определенное поведение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: