Кроме того, люди больше сопротивляются сообщениям, которые противоречат их ценностям, даже по сравнению с сообщениями, противоречащими рациональной логике

Крупные организации характеризуются сложной коммуникационной структурой. С одной стороны, разветвленная сеть коммуникационных каналов обеспечивает оперативность передачи информации и, следовательно, способствует более эффективной деятельности организации. С другой стороны, усложнение коммуникационной структуры приводят к увеличению потерь информации в процессе коммуникации. Так, в исследовании С.Блека было установлено, что руководитель может рассчитывать на понимание примерно 60% информации, которую он передает непосредственно своему заместителю. Этот показатель является постоянным для всех звеньев в нисходящей коммуникативной цепочке. Поэтому если в системе управления 5 уровней, то руководитель самого низшего уровня поймет только 13% смысла от первоначально передаваемого сообщения.

Поскольку проблема искажения и потери информации является универсальной для любых организаций, необходимо использовать механизмы, позволяющие выявлять недостаток информации и компенсировать его. В межличностной коммуникации таким механизмом является механизм обратной связи, который был рассмотрен в разделе 2.1. В организациях для получения обратной связи используются восходящие коммуникации.

Восходящие коммуникации представляют собой потоки информации, идущие от сотрудников к руководителю. Содержание восходящей коммуникации включает информацию о ходе производственного процесса или о необходимости каких-либо изменений на низовом уровне, что требует решения руководителя. Благодаря восходящим коммуникациям сотрудники вовлекаются в процесс управления. Хотя ни одна организация не может эффективно функционировать без налаженной системы восходящих коммуникаций, в реальности нисходящие потоки значительно преобладают над восходящими.

Трудности в осуществлении восходящих коммуникаций могут быть связаны:

С боязнью негативной реакции руководителя, отсюда: попытки решать проблему собственными силами.

С фильтрацией информации, когда на каждом уровне коммуникации остается только информация, которая оценивается как желательная с точки зрения получателя (руководителя одного из более низких уровней).

С сознательным изменением (искажением) информации участником коммуникации на том или ином уровне в его личных целях.

Для создания работающей системы восходящей коммуникации необходимо осуществить ряд мер:

Разработать соответствующие принципы политики организации по отношению к сотрудникам. В документе о политике организации должны быть четко обозначены области ответственности сотрудников, система подачи жалоб и обсуждения спорных вопросов, процедура оценки удовлетворенности трудом.

Предусмотрение процедуры обжалования в коллективных трудовых договорах (как защита от произвола непосредственных начальников), создание специальных комитетов для рассмотрения жалоб.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: