Рис. 5. Виды вертикальной коммуникации
Посредством нисходящих коммуникаций передается информация о решениях, принятых руководством. Это наиболее распространенный вид коммуникаций, поскольку руководители в среднем 2/3 своего времени посвящают обмену информацией с подчиненными.
Д.Кац и Р.Кан [2] выделили 5 основных целей нисходящих коммуникаций:
1. постановка конкретных задач;
2. обеспечение информацией о принятых в организации процедурах деятельности;
3. обеспечение информацией по исполняемой работе;
4. информирование подчиненных о качестве их работы;
Предоставление информации для облегчения восприятия целей организации.
В большинстве организаций нисходящие коммуникации направлены только на достижение первой и второй целей. Такое ограничение создает атмосферу авторитарности в организации, что негативно влияет на ее деятельность в целом.
Эффективность нисходящих коммуникаций может снижаться в следующих случаях:
Ø информация неинтересна подчиненным или воспринимается ими как ненужная;
|
|
Ø информации слишком много, что мешает ее осмыслению (коммуникативная перегрузка);
Ø информация должна быть получена в нужный момент.
Восприятие информации в нисходящих коммуникациях зависит и от факторов, имеющих психологическую природу:
Ø доверие к руководителю;
Ø убежденность в его компетенции;
Ø наличие у руководителя права наложить на получателя штрафные санкции.