1. Упражнение на развитие чувства времени.
Умение вовремя закончить свое выступление – одно из ценных качеств оратора. Не в любом месте есть часы, на которые вы можете незаметно смотреть во время выступления. А оратор, которые постоянно смотрит на наручные часы, будет производить впечатление человека, который спешит, потому что у него есть более важные дела. Здесь может помочь внутреннее чувство времени, которое можно развивать.
Студентам предлагается по очереди выступить перед группой с рассказом любого содержания. При этом главная задача – уложиться в отведенный промежуток времени, например, - 3 минуты. После того, как выступающий скажет, что он закончил, нужно сказать ему, сколько в действительности прошло времени. Это поможет ему определить, насколько «спешат» или «отстают» его внутренние часы, чтобы в дальнейшем попробовать скорректировать их.
Литература
1. Майерс Дэвид Дж., Замчук З. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс; пер. с англ. З. Замчук. - СПб.: Питер, 2009.
Планы семинаров
Семинар 1. Эффективная коммуникация
1. Составляющие сообщения (модель Ф. Шульца фон Туна)
2. Условия успешной коммуникации.
3. Техники обратной связи.
Литература
1. Мерманн Э. Коммуникация и коммуникабельность / Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007. - 296 с.
2. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. 2-е изд. – СПб: Знание, СПб ИВЭСЭП, 2004. – 496 с.
3. Панфилова А.П. Техники обратной связи для лучшего понимания собеседника. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.elitarium.ru/2012/10/10/tekhniki_obratnojj_svjazi_ponimanije_sobesednika.html
Семинар 2. Невербальная коммуникация
1. Функции невербальной коммуникации.
2. Основные знаковые системы невербальной коммуникации
Литература
1. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. 2-е изд. – СПб: Знание, СПб ИВЭСЭП, 2004. – 496 с.
2. Пиз А., Пиз Б. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их телодвижениям. Издательство: Эксмо, 2012, - 448 с.
Семинар 3. Коммуникативные барьеры
1. Виды коммуникативных барьеров
2. Способы преодоления коммуникативных барьеров
Литература
1. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - Питер, Смысл, 2005 - 280 с.
Семинар 4. Коммуникация в конфликте
1. Структура и функции Я-высказывания.
2. Виды критики.
3. Правила и техники конструктивной критики.
Литература
1. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. - М.: Стрингер, 1992. - 116 с.
2. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. - 2-е изд. - СПб: Знание, ИВЭСЭП, 2004. - 495с.
Семинар 5. Коммуникация в системе управления
1. Виды коммуникации в организации.
2. Внутриорганизационные коммуникации: участники, формы, содержание.
3. Нисходящие и восходящие коммуникации: цели, условия эффективности, препятствия.
4. Горизонтальные коммуникации, мостик А.Файоля.
Литература
1. Основы менеджмента: учебное пособие / Э. М. Коротков [и др.]; под ред. И. Ю. Солдатовой; под ред. М.А. Чернышева. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. - 272 c.
2. Кривокора Е.И. Деловые коммуникации: Учеб. пособие / Е.И.Кривокора. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 190 с.
Семинар 6. Коммуникационные сети в организации