Реформы и контрреформы

(2 часа)

Методические указания

Подготовительный этап

1) По учебной и научной литературе изучить эпоху Ивана Грозного по предложенным вопросам. Сделать выписки в тетрадь.

2) Найти репродукции картин и вещей, относящихся к эпохе Ивана Грозного.

ПЛАН СЕМИНАРА:

1. Московское государство к середине XVI века: уровень экономического и социально-политического развития:

- оформление служилых сословий: ликвидация уделов, «обояривание» служилых князей, появление поместной системы; взаимосвязь между формированием служилых слоев населения и централизацией государства;

- формирование централизованного аппарата власти к середине XVI века: достижения и недостатки;

- время Елены Глинской и «боярского правления»: истоки будущих реформ;

2. Реформы Избранной Рады (1547-1560):

- исторический портрет Ивана IV, его политические цели;

- реформы Избранной Рады:

а) реформы центрального и местного управления (царский титул, Судебник 1550 года, Земские соборы, приказная система, уничтожение кормлений и земская реформа);

б) политика закрепощения тяглых сословий (Судебник 1550 года о крестьянах и горожанах, Юрьев день и пожилое, писцовые книги и заповедные годы);

в) военная реформа (Уложение о службе, «Избранная тысяча», разряды, служилые чины, служилые «по отечеству» и «по прибору»);

г) реформа в церкви: Стоглавый собор и его значение;

д) взаимосвязь между основными реформами Избранной Рады, достижения и недостатки реформ, причины отказа от реформ.

3. Контрреформы. Опричнина.

- опричнина: причины, цели, методы, характер и итоги; оценка опричнины в исторической науке.

- внешняя политика Ивана IV, влияние ее на внутреннюю политику;

- противоречия и последствия «самодержавной» политики Ивана IV.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: