(2 часа)
Методические указания
Подготовительный этап
1) По учебной и научной литературе изучить эпоху Ивана Грозного по предложенным вопросам. Сделать выписки в тетрадь.
2) Найти репродукции картин и вещей, относящихся к эпохе Ивана Грозного.
ПЛАН СЕМИНАРА:
1. Московское государство к середине XVI века: уровень экономического и социально-политического развития:
- оформление служилых сословий: ликвидация уделов, «обояривание» служилых князей, появление поместной системы; взаимосвязь между формированием служилых слоев населения и централизацией государства;
- формирование централизованного аппарата власти к середине XVI века: достижения и недостатки;
- время Елены Глинской и «боярского правления»: истоки будущих реформ;
2. Реформы Избранной Рады (1547-1560):
- исторический портрет Ивана IV, его политические цели;
- реформы Избранной Рады:
а) реформы центрального и местного управления (царский титул, Судебник 1550 года, Земские соборы, приказная система, уничтожение кормлений и земская реформа);
|
|
б) политика закрепощения тяглых сословий (Судебник 1550 года о крестьянах и горожанах, Юрьев день и пожилое, писцовые книги и заповедные годы);
в) военная реформа (Уложение о службе, «Избранная тысяча», разряды, служилые чины, служилые «по отечеству» и «по прибору»);
г) реформа в церкви: Стоглавый собор и его значение;
д) взаимосвязь между основными реформами Избранной Рады, достижения и недостатки реформ, причины отказа от реформ.
3. Контрреформы. Опричнина.
- опричнина: причины, цели, методы, характер и итоги; оценка опричнины в исторической науке.
- внешняя политика Ивана IV, влияние ее на внутреннюю политику;
- противоречия и последствия «самодержавной» политики Ивана IV.