Составные обязательства

Наряду с договорными обязательствами важное значе­ние для регулирования торгового оборота имеют состав­ные обязательства. Их не следует путать со смешанными договорами, упоминаемыми в п. 3 ст. 421 ГК.

Некоторые значимые и весьма распространенные обяза­тельства возникают из юридических составов, т.е. группы оснований. В рассматриваемых далее случаях такими необхо­димыми основаниями служат заключенный договор и совер­шаемая субъектом односторонняя сделка. Необходимость наличия юридического состава для возникновения таких обя­зательств и дает основание называть их составными.

Наглядным примером может служить обязательство по перевозке грузов. Заключаемое между грузоотправителем и перевозчиком соглашение представляет собой договор пе­ревозки груза. Однако эти отношения касаются ещё и гру­зополучателя. Грузополучатель не участвует в заключении договора между отправителем и перевозчиком. Более того, участники договора перевозки даже не спрашивают мнение грузополучателя о том, как и когда отправлять ему груз. Поэтому договор перевозки не может рассматриваться как трехсторонний договор.

Грузополучатель является лицом, уполномоченным на принятие исполнения по договору перевозки груза. В силу указанного обстоятельства грузополучатель вправе предъ­явить претензию и иск к перевозчику о возмещении ущерба в случае неприбытия груза. Он может в установленном по­рядке произвести переадресовку груза, выдать другому лицу доверенность на получение груза от перевозчика. Од­нако указанные права грузополучателя проистекают из до­говора перевозки, а сам он действует в отношениях с перевоз­чиком как лицо, реализующее указание грузоотправителя по поводу груза.

Транспортное законодательство в настоящее время значительно расширило возможности для отказа грузопо­лучателя от принятия доставленного в его адрес груза. В случае заявления такого отказа составное обязательство по перевозке не возникает, да и сам договор перевозки оказы­вается неисполненным.

Сделка принятия грузополучателем прибывшего груза влечет возникновение для перевозчика, грузополучателя и грузоотправителя комплекса взаимных прав и обязаннос­тей. Такие права и обязанности не проистекают из договора перевозки и потому не могут быть объяснены на основе тео­рии договора перевозки. Они установлены законом только в связи с актом принятия грузополучателем доставленного груза, образующим в совокупности с договором перевозки составное обязательство по перевозке груза.

С момента принятия поступившего в его адрес груза гру­зополучатель становится третьим самостоятельным участ­ником составного обязательства по перевозке. У него появ­ляются отсутствовавшие до этого права и обязанности во взаимоотношениях с перевозчиком и грузоотправителем. Так, при железнодорожной перевозке у грузополучателя возникает право требовать возмещения убытков от недо­стачи или повреждения (порчи) груза, взыскания пени за просрочку доставки груза либо штрафа за задержку подачи вагонов под выгрузку грузов и др. Кроме того, у грузополу­чателя появляются обязанности перед перевозчиком, в ча­стности, по выгрузке груза и возврату вагонов и контей­неров в определенные сроки, проведению окончательных расчетов за перевозку и т.п.

Обязательственный характер складывающихся здесь от­ношений подтверждается установленной транспортными уставами и кодексами штрафной ответственностью за неис­полнение соответствующих обязанностей.

Таким образом, по правовым основаниям возникновения обязательство по перевозке груза является не договорным, а составным. Оно образуется из договора перевозки и сдел­ки принятия грузополучателем доставленного в его адрес груза. Последняя, будучи волеизъявлением грузополучате­ля, носит односторонний характер, однако проистекающие из нее права и обязанности распространяются на грузопо­лучателя, перевозчика и грузоотправителя.

С выдачей груза получателю в пункте назначения можно считать достигнутой цель договора перевозки. Однако из-за сложности транспортного процесса возникает множе­ство задач, подлежащих решению на стадии выдачи груза получателю. Потребность в правовом урегулировании мно­гочисленных и значимых вопросов в связи с получением груза объясняет наделение грузополучателя правовым по­ложением стороны в составном обязательстве по перевоз­ке груза. Составное обязательство по перевозке может счи­таться реализованным, а его общие цели достигнутыми лишь после надлежащего исполнения сторонами всей сово­купности входящих в него обязанностей, порождаемых раз­личными основаниями.

Составными являются также обязательства по безналич­ным расчетам с участием банков. Основаниями для их возник­новения служат в совокупности: 1) договор банковского счета между клиентом и банком, носящий организационный харак­тер; 2) сделка принятия банком от клиента поручения о пере­числении денежных средств получателю или инкассировании (списании) денежных средств со счета должника; 3) сделка принятия исполняющим банком от банка-эмитента поруче­ния о зачислении денежных средств на счет получателя (либо инкассировании средств).

Литература

1. Андреева Л.В. Коммерческое право России: Проблемы правового регулирования. М., 2004.

2. Вахнин И.Г. Особенности формирования обычаев дело­вого оборота в договорной работе // Законодательство. 1999. №5.

3. Завидов Б.В. Договорное право России. М., 1998.

4. Илюшина ММ., Челышев Н.Ю., Ситдикова Р.И. Коммер­ческое право: Учеб. пособие / Под ред. Н.А. Баринова. ОД., 2002.

5. Пугинский Б.И. Составные обязательства в гражданском праве // Вестник Моск. ун-та. Серия «Право». 2003. № 6.

6. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права (по изданию 1914 г.). М., 1994.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: