Правовое регулирование заключения договоров

Четкое и умелое заключение торговых договоров — ос­новное условие надлежащего их исполнения. Именно на стадии оформления договоров закладываются предпосыл­ки успешной работы фирмы, повышения прибыли и пре­дупреждения потерь от неисполнения обязательств. Поэто­му работа по заключению договоров требует постоянного и особого к себе внимания со стороны руководителей и юри­дических служб коммерческих организаций.

ГК урегулировал едиными правилами процедуру заклю­чения договоров без выделения особенностей, присущих торговому обороту. При этом объективные особенности за­ключения торговых договоров ГК попросту игнорируются. Такой подход не соответствует целям формирования ры­ночных отношений в стране. Показательно, что в большин­стве развитых стран вопросы установления договорных отношений между коммерсантами подлежат специальному регулированию, отражающему их специфику.

Современное законодательство закрепило принцип сво­боды договора (ст. 421 ГК), который включает в себя самостоятельность принятия решения о заключении дого­вора, свободу выбора контрагента, выбора вида договора, определения условий, не противоречащих закону, и ряд других моментов.

Вместе с тем сохраняется, хотя и достаточно узкая, сфера обязательного заключения договоров. Так, ст. 426 ГК пре­дусматривает обязательность заключения публичных дого­воров предпринимательскими организациями, образован­ными для осуществления хозяйственных взаимоотношений с неограниченным кругом потребителей. Такой характер деятельности организации подтверждается уставом либо лицензией. Отвечающая этим условиям организация долж­на заключить договор с каждым, кто обратится с требова­нием об этом.

Положение о публичных договорах рассчитано в первую очередь на потребителей, которыми признаются физичес­кие лица. Однако оно применяется также для защиты ин­тересов организаций, пользующихся услугами массового характера. Судебно-арбитражная практика признает пуб­личный характер договоров, заключаемых предпринима­телями с неограниченным кругом организаций — поку­пателей или пользователей услуг. Таковы энерго- и водо­снабжение пользователей, оказание услуг по перевозке гру­зов, хранению на товарных складах и др.

В зарубежном законодательстве также предусматрива­ется правило об обязательном заключении публичных до­говоров. Однако на практике фактов отказа от заключения договоров там не встречается, и эти нормы носят предосте­регающий характер. У нас случаи отказов от заключения публичных договоров пока встречаются. Поэтому сохраня­ется актуальность понуждения через суд отдельных пред­принимателей к заключению таких договоров или обеспе­чению одинакового для всех контрагентов содержания их условий в порядке, установленном ст. 445 ГК.

Важное значение для организации торговых отношений имеет предусмотренная законом обязанность стороны по предварительному договору заключить по требованию кон­трагента основной договор (ст. 429 ГК). Данное положение может по аналогии использоваться также сторонами по долгосрочным договорам для понуждения контрагентов к заключению отдельных (краткосрочных) договоров, если порядок выработки условий последних определен в долго­срочном договоре.

Для государственного заказчика, разместившего при­нятый организацией-поставщиком заказ, заключение го­сударственного контракта признается обязательным. Для коммерческих организаций, обладающих монополией на производство отдельных видов продукции, обязательным является заключение государственного контракта на по­ставку продукции для федеральных государственных нужд, если размещение заказа не влечет за собой убытков от про­изводства соответствующей продукции (п. 2 ст. 5 Закона РФ от 13.12.1994 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»).

Законом предусмотрено несколько других случаев обяза­тельного заключения договоров, когда для предпринимате­ля исключается действие принципа свободы договора, на­пример, обязательность заключения договора с лицом, выигравшим торги (ст. 447 ГК), обязательность для банка заключения договора банковского счета с клиентами (п. 2 ст. 846 ГК). Имеются и другие такие случаи, однако они не связаны непосредственно с торговым оборотом.

Для отдельных видов договоров законом предусмотрены различные административные предпосылки их заключения, отсутствие которых влечет недействительность договора. Так, для заключения государственного контракта на поставку для государственных нужд необходимо, чтобы потребность, для которой приобретаются ресурсы, была предусмотрена феде­ральной или региональной государственной программой, а денежные средства на оплату стоимости товаров выделены из федерального или регионального бюджета либо внебюджет­ного фонда.

В отношении формы торговых договоров применяется общее правило: договоры между юридическими лицами или с их участием заключаются в простой письменной форме. Наряду с этим имеется специальная норма - это п. 2 ст. 159 ГК, согласно которой если сделка целиком исполняется в момент совершения, то достаточно устной формы договора. Поэтому если организация покупает, например, телефон­ный аппарат, стулья или иное имущество на сравнительно незначительную сумму и оплачивает их стоимость в мо­мент покупки наличными деньгами, то письменного оформ­ления такого договора не требуется.

Почти все торговые договоры рассчитаны на последую­щее исполнение тех или иных условий, например, на безна­личный порядок расчетов, который всегда отдален во вре­мени, либо на отгрузку товара к будущему сроку. Поэтому для торговых договоров обычно необходима простая пись­менная форма.

Несоблюдение простой письменной формы не влечет не­действительности договора. Отрицательным последствием нарушения формы, согласно ст. 162 ГК, служит лишь недо­пустимость ссылок на свидетельские показания в случае возникновения спора. Невозможность ссылаться на свиде­телей не лишает права ссылаться на документы. Однако получить документы, подтверждающие содержание усло­вий устного договора, нередко оказывается затруднитель­ным. Поэтому споры по устным договорам обычно прихо­дится рассматривать как вытекающие из недоговорных обязательств, регулируемых гл. 60 ГК о неосновательном приобретении имущества.

По некоторым видам договоров ГК устанавливает стро­гую письменную форму, предусматривая, что несоблюде­ние письменной формы влечет недействительность догово­ра. Таковы все внешнеторговые сделки (ст. 162), договоры страхования (ст. 940), хранения с условием обязанности хранителя принять вещь (ст. 887), коммерческой концессии (ст. 1028). Необходимо учитывать, что требования к форме касаются не только заключения, но также изменения и рас­торжения договоров.

Закон не требует заключения договоров на специальных бланках, не требует скрепления подписей печатями. Но сами стороны могут предусмотреть в договоре использова­ние специальных бланков и скрепление подписей печатями. Несоблюдение этих условий также не влечет недействи­тельности договора (если только сами стороны не связали с их соблюдением момент признания договора заключен­ным) и лишь делает недопустимыми ссылки на свидетель­ские показания. Однако поскольку в этих случаях существу­ет договор как письменный документ, разрешение споров облегчается.

Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторо­нами, либо путем обмена документами. Для продажи не­движимости установлено требование о составлении дого­ворного документа, подписываемого обеими сторонами (специальная письменная форма).

К письменной форме заключения договора закон при­равнивает обмен сообщениями посредством телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной и иной связи, по­зволяющими достоверно установить, что сообщение исхо­дит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК).

Заключение договора путем использования указанных технических средств менее надежно ввиду возможности фальсификаций или отказа недобросовестных лиц от своих отправлений; Поэтому закон требует обеспечения достовер­ности указания отправителя сообщения и предусматривает, как это может делаться.

Пункт 2 ст. 160 ГК устанавливает, что при использовании телефона, радио или электронных средств связи стороны долж­ны предварительно письменным соглашением предусмот­реть саму возможность и порядок воспроизведения подпи­си полномочных представителей сторон в таком сообщении. Это означает, что контрагентами предварительно заключает­ся письменное соглашение, в котором определяется соответ­ствующий способ оформления договора и кодовое обозначение, подтверждающее принадлежность подписи уполномоченному лицу. Возможно также соглашение об использовании сторона­ми в сообщениях электронной цифровой подписи.

В практике товарных и фондовых бирж применяется об­ратный порядок, согласно которому стороны регистрируют сделку, совершенную устно или с помощью технических средств, в системе электронного учета. При этом в силу пра­вил биржевых торгов они обязаны не позднее следующего дня оформить заключенный договор в письменном виде.

Одним из важных моментов договорной работы является определение того, какой орган юридического лица вправе заключать договоры. В соответствии с п. 2 ст. 69 Федераль­ного закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных об­ществах» и п. 3 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, директор) без доверенности совершает сделки от имени общества. Для других видов юридических лиц, когда законом не установлено, кто вправе подписывать договоры от имени организации, практика признает допустимым подписа­ние договоров руководителями организаций, в том числе ру­ководителями их исполнительных органов. Все остальные лица, включая заместителей руководителя, могут подписы­вать договоры лишь по уполномочию, предусмотренному в уставе организации или выданной доверенности.

При заключении договоров на значительные суммы тре­буется проверка того, какой орган юридического лица право­мочен принимать решение о заключении договора. Например, в Федеральном законе «Об акционерных обществах» выделена категория крупных сделок (ст. 73-79). Сделки на сумму от 25 до 50% активов совершаются по решению сове­та директоров, а свыше 50% активов - по решению общего собрания акционеров. Соответствующие положения преду­смотрены ст. 46 Федерального закона «Об обществах с ог­раниченной ответственностью». Подобные правила нередко предусматриваются уставами других видов организаций.

Статья 7 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» установила, что кредитные и финансо­вые обязательства подписываются кроме руководителя также главным бухгалтером организации, и без его подписи они счи­таются недействительными. Финансовыми обязательствами следует признавать такие, предметом которых являются соот­ветствующие операции с денежными средствами: заем денеж­ных средств, конвертация валюты, расчетные сделки и т.п. Таким образом, на кредитных и финансовых договорах долж­ны быть четыре подписи - по две от каждой стороны.

Цивилистическая теория и судебная практика игнориру­ют приведенные положения закона. Однако в интересах хо­зяйствующих субъектов будет в соответствующих случаях руководствоваться указанными требованиями.

Руководители филиалов и представительств организаций могут заключать договоры лишь на основании доверенности основной организации и в пределах указанных в довереннос­ти полномочий. Стороной в таком договоре всегда признается основная организация (юридическое лицо), даже если в каче­стве стороны неосновательно указан филиал.

Для отдельных видов договоров законом предусмотрена необходимость их государственной регистрации. Так, требо­вание о государственной регистрации предусмотрено для договоров коммерческой концессии, для аренды зданий, со­оружений и помещений и др. Требование о государственной регистрации не относится к форме договора. Государствен­ная регистрация представляет собой юридический акт при­знания и подтверждения государством возникновения, пе­рехода или прекращения прав на недвижимое имущество или иной объект. Невыполнение требования о регистрации в силу ст. 165 ГК влечет ничтожность сделки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: