Заключение договоров в сети Интернет

Бурно развивается в мире торговля, осуществлявляе­мая через коммуникационные сети Интернет. Она полу­чила вошедшее в обиход название электронной торговли, или электронной коммерции. Согласно публикуемым дан­ным, каждый год объемы торгового оборота, осуществляе­мого через электронный рынок, увеличиваются на 30-35%. Компьютеры и программное обеспечение становятся необ­ходимыми инструментами торговли. По этим причинам одним из приоритетов на ближайший период Правитель­ством РФ названо становление «новой экономики», вклю­чающей в себя развитие информационных технологий и Интернета.

Основные достоинства сети Интернет — возможность осуществлять все необходимые рыночные операции, совер­шать оптовые и розничные закупки, в том числе без посредников, производить расчеты с использованием элек­тронных платежных документов, специальных сетевых карт или электронных денег. Значительно повышаются оперативность и полнота получения коммерческой инфор­мации, особенно во внешнеторговых отношениях, снижают­ся затраты в результате использования более дешевых средств коммуникаций.

Размещение полной информации о предлагаемых к про­даже товарах на web-сайте снимает необходимость для организации-изготовителя или оптовика держать специ­альное помещение и обслуживающий персонал. Это в свою очередь позволяет снижать цены на продаваемые товары. Оперативность продаж обусловливается способностью сети Интернет обеспечивать обслуживание покупателей в любое время суток и дней недели. Расширяются возможнос­ти установления новых каналов сбыта.

Общепринятое понятие термина «электронная торгов­ля» пока отсутствует. Согласно документам Всемирной торговой организации, под электронной торговлей понима­ется производство, реклама, продажа и распространение товаров с использованием телекоммуникационных сетей. Встречается трактовка электронной торговли как использования различных электронных средств (телефона, факса, радиосвязи и др.) для совершения торговых сделок. Наряду с этим электронной коммерцией предлагают считать осу­ществление любых видов бизнеса с использованием элект­ронных телекоммуникационных средств.

С учетом относительно низкой степени использования возможностей Интернета в нашей стране представляется более точным определение электронной торговли как куп­ли-продажи товаров через сеть Интернет.

Важным правовым актом, хотя и носящим рекоменда­тельный характер, является Типовой закон об электронной торговле, принятый 16.12.1996 Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и утвержденный резолюцией ООН от 30.01.1997. Типовой закон не регули­рует собственно торговую деятельность. Он определяет требования к передаче коммерческой информации в форме сообщения данных.

В России, как и в других странах, отсутствует законо­дательный акт, комплексно регулирующий электронную ком­мерцию. Отдельные вопросы, связанные с использованием телекоммуникационных систем в указанных целях, нашли от­ражение в ряде специальных федеральных законов, таких как Федеральные законы от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и за­щите информации», от 18.07.1995 № 108-ФЗ «О рекламе» и др. В отдельных странах ведется активная разработка специ­альных законов об электронной торговле.

Участниками операций по электронной торговле могут быть только пользователи Интернет. Субъекты указанных отношений подразделяются на три группы. В Типовом за­коне об электронной торговле их называют составителем, адресатом и посредником.

В связи с осуществлением торговых операций указан­ные субъекты подразделяются:

1) на продавцов. В электронной торговле они выступа­ют в большинстве случаев в виде электронного магазина. Электронные магазины в основном осуществляют торгов­лю по каталогам, выполняя по заказам покупателей обра­ботку и доставку товаров;

2) покупателей. Они знакомятся с информацией о соответ­ствующем товаре, сопоставляют характеристики предлага­емых изделий, осуществляют покупки и оплачивают их сто­имость;

3) провайдеров. Это операторы, имеющие лицензию на оказание услуг телекоммуникационных сетей и передачи данных. Провайдерами в основном выступают организа­ции связи общего пользования.

Совершению торговых операций предшествует заклю­чение договора между провайдером и продавцом на обес­печение доступа к серверу провайдера и оказание инфор­мационных и сервисных услуг. По договору продавца с провайдером или иной специализированной организаци­ей последние осуществляют разработку сайта как совокуп­ности (сборника) текстовых документов в электронном виде или web-страницы, образующих «электронный мага­зин» продавца. Он размещается на сервере провайдера. Услуги провайдера состоят также в оказании технической поддержки участникам торговых операций, обеспечении ведения интерактивного (синхронного) режима перегово­ров и др.

Договоры в сети Интернет заключаются по стандар­тизированной форме, изложенной на сайте в виде так назы­ваемой web-формы. Вместе с тем это не договор присоеди­нения, поскольку покупатель в процессе переговоров индивидуально определяет ассортимент и количество това­ра, может согласовать изменение цены, предусмотреть же­лаемые сроки доставки товара и другие необходимые усло­вия.

Договоры, подпадающие под определение электронной торговли, являются обычными договорами торгового и гражданского права. Их особенности обусловливаются лишь формой, заключением с использованием телекомму­никационных средств. В этой связи возникают проблемы подтверждения факта заключения договора самими сторо­нами, достижения определенности по предмету сделки и ее условиям. Порядок фиксирования договора должен позво­лять в случае необходимости получить достоверные данные для разрешения могущего возникнуть спора в судебном: по­рядке.

Авторизация договорных документов, передаваемых с использованием ЭВМ, обеспечивается применением элект­ронной цифровой подписи, хотя между контрагентами, имеющими сложившиеся связи и подробные банки данных друг о друге, она может осуществляться упрощенно.

Применение электронной цифровой подписи регулиру­ется Федеральным законом от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». Действие названного За­кона распространяется на отношения, возникающие при заключении торговых договоров с помощью электронных документов. Электронной цифровой подписью (ЭЦП) при­знается реквизит электронного документа, предназначен­ный для защиты документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информа­ции с использованием закрытого ключа ЭЦП и позволяю­щий идентифицировать владельца ключа подписи, а также установить отсутствие искажений информации в электрон­ном документе.

ЭЦП в электронном документе равнозначна собствен­норучной подписи лица в документе на бумажном носителе при соблюдении установленных законом требований.

При создании ключей ЭЦП одновременно составляется сертификат ключа подписи. В сертификате ключа подписи указываются, в частности:

- уникальный регистрационный номер сертификата ключа подписи, даты начала и окончания срока действия сертификата ключа подписи, находящегося в реестре удос­товеряющего центра;

- фамилия, имя и отчество владельца сертификата ключа;

- открытый ключ ЭЦП;

- наименование и место нахождения удостоверяющего центра, выдавшего сертификат ключа подписи.

Сертификаты ключа подписи выдаются удостоверяю­щим центром клиенту в форме документов на бумажных носителях и (или) в форме электронных документов с ин­формацией об их действии. При ведении переписки с ис­пользованием ЭЦП владелец сертификата ключа подписи может предъявить открытый ключ адресату документа для проверки подлинности подписи. Удостоверяющие центры также осуществляют по обращениям пользователей серти­фикатов ключей подписей подтверждение подлинности ЭЦП в электронном документе.

Помимо открытого ключа ЭЦП владельцу сертификата сообщается закрытый ключ ЭЦП, который он обязан хра­нить в тайне. Закрытый ключ необходим клиенту для крип­тографического преобразования его подписи в ЭЦП на до­кументах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: