Характеристики каждой из моделей развития конфликта связаны с некоторой внутренней логикой, которая позволяет отнести их к определенному типу конфликтного взаимодействия. Основа-
нием для типологии являются взаимодействия в конфликтных ситуациях: сотрудничества - кооперации - конкуренции.
Сотрудничество представляет собой такой тип взаимодействия в конфликтной ситуации, при котором его участники стремятся к разрешению возникших между ними противоречий, ориентируясь при этом на сохранение позитивных отношений и опираясь на них в процессе взаимодействия.
Кооперация с ее преимущественной ориентацией на решение проблемы, т.е. не на то, чтобы «договориться», а на то, чтобы, опираясь на формальные установки, прийти к компромиссному решению, развивается на основе опыта прежних разногласий, которые не были успешно преодолены и закрепились у участников ситуации в виде «недоговоренности». Стратегия, направленная скорее на достижение формальных решений и оставляющая нерешенными проблемы отношений сторон, может быть обозначена как уход.
Конкуренция - такой тип взаимодействия в конфликтной ситуации, при котором участники не стремятся к разрешению существующих между ними противоречий. Целью их взаимодействия становится «победа» над противостоящей стороной, для чего применяются разнообразные средства, используемые при «борьбе с противником».
Таким образом, модель развития конфликта представляет собой процесс, основанный на прежнем опыте участников взаимодействия, что в свою очередь задает сценарий их новых отношений.
Объективное противоречие - отношения, выражающиеся в острой непримиримой борьбе противоположных взаимоисключающих сил из-за какого-либо объекта. Объективное противоречие может заключаться в том, что субъекты не могут одновременно реализовать свои цели. Субъекты полагают, что противоречия между сторонами конфликта создают проблемы. Кроме этого, противоречия влияют на решение проблемы. Согласие часто основано на разногласиях.
Возникновение объективных противоречий может быть вызвано изменениями в тех сферах, где осуществляется нормирование деятельности: в административно-правовой сфере (т.е. в нормах деятельности, задаваемых императивно, силой власти), социокультурной (например, при появлении в числе субъектов системы деятельностей лиц с иными традициями, знаниями, умениями), а также в сфере ценностных ориентации человека, определяющих его цели и средства. В последнем случае наиболее важными в рассматриваемом отношении представляются следующие формы:
• экономические интересы - желание субъекта приобрести максимум возможностей для удовлетворения самых различных потребностей: в материальной сфере, социальном окружении и многих других, включая потребности в престиже и самореализации;
• социальные запросы - стремление к обладанию престижным социальным статусом, исполнению престижных социальных ролей, возможности общения с интересными людьми, к жизни в соответствующем социальном окружении и т.д.;
• идеология - представления о долге и миссии человека, организации, семьи, государства и др.;
• этические нормы ~~ представление о том, что субъект может себе позволить или не должен себе позволять либо обязан выполнять, чтобы не причинять зла;
• правосознание - представление о порядке, который следует поддерживать для сохранения сложившейся структуры социальных отношений, принципов распределения социальных ролей и благ, структур деятельности и принципов ее регулирования.
Приведенный перечень типов ценностных ориентации не является исчерпывающим. Противоречия в ценностях приводят к конфликтам, когда один участник конфликта заботится прежде всего о форме; экономических вопросах; внутреннем; теории; настоящем; личных достижениях; технических средствах; прогрессе; прецеденте; престиже, репутации; политическом преуспевании; а другой - о содержании; политических вопросах; внешнем; практике; будущем; отношениях; идеологии; сохранении традиций; актуальной ситуации; результатах; всеобщем благе.
Выявить объективные противоречия помогает анализ конфликтной ситуации. Противоречия определяются не на уровне видимых актов, а на уровне их причин, глубинных свойств тех систем, в которых осуществляется деятельность. Анализ предпринимают в тех случаях, когда цель деятельности становится недостижимой используемыми ранее способами или способ ее достижения в изменившихся условиях неизвестен.
Субъект, нормируя свою деятельность, должен учитывать, как нормируют свою деятельность другие субъекты, включенные в ту же систему деятельностей. Как только один из участников системы деятельностей что-то меняет, он вносит этим диссонанс в систему по крайней мере, для одного из участников его цель становится недостижимой, если только им своевременно не приняты соответствующие меры и соответственно не изменена собственная деятельность. Это приводит к реальному обострению объективных противоречий между субъектами, которые до этого находились в потенциальном состоянии.