Глава 6 Внутриличностный, межличностные и межгрупповые конфликты

После изучения главы 6 бакалавр должен:

знать:

- концепции механизма возникновения конфликта;

уметь:

- анализировать внутриличностный, межличностный и межгрупповые конфликты;

владеть:

- приемами предупреждения и разрешения межличностных конфликтов.

Тема предусматривает рассмотрение следующих вопро­сов: концепции механизма возникновения внутриличностного конфликта; типология внутриличностных конфликтов; послед­ствия внутриличностного конфликта; специфика межличност­ного конфликта; сферы проявления межличностных конфликтов; конфликтная личность; предупреждение и разрешение межлич­ностных конфликтов; конфликт личность - группа; межгруппо­вой конфликт: специфика классических подходов.

6. 7. Концепции механизма возникновения внутриличностного конфликта

Многие мыслители прошлого говорили, что конфликт нахо­дится внутри человека и что он (человек) является главным носителем конфликта. Э. Шостром сравнивает внутреннее состояние человека с двухпартийной системой демократии. По его словам, в каждом из нас заложена такая двухпартийная система, при кото­рой одна часть - у власти, другая - в лояльной оппозиции. И такая внутренняя раздвоенность не является патологией - это вполне нормальное состояние здорового организма. Однако оппозиция предполагает не только лояльность (критику, контроль и др.), но и жесткую бескомпромиссную борьбу, т.е. конфликт.

Категория внутриличностных конфликтов объединяет пси­хологические конфликты, состоящие в столкновении различ­ных личностных образований (мотивов, целей, интересов и т.д.), представленных в сознании индивида соответствующими пере­живаниями. В одной личности могут одновременно существовать несколько взаимоисключающих потребностей, целей, интересов. Все они социально обусловлены, даже если носят чисто биоло­гический характер, гак как их удовлетворение связано с целой системой определенных социальных отношений. Поэтому внутриличностный конфликт является социальным конфликтом. Та­кие конфликты являют собой противостояние двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое чело­веком как значимая для него психологическая проблема, требу­ющая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, на­правленную на его преодоление.

Отечественные исследователи (см., например, Н.В. Гришину, Ф.Е. Василюка, А. Кармина и др.) подразделяют все концепции, описывающие механизм внутриличностного конфликта, по опре­делению предмета столкновения (или по критерию связи с вне­шней средой): интрапсихические, ситуативные и когнитивистские. Выделяют также гуманистические и интеракциоиистические подходы к пониманию внутриличностного конфликта.

I, Психодинамические, или психоаналитические (интра­психические), концепции опираются на биопсихическую основу индивида и представлены в теориях 3. Фрейда, К.Г. Юнга, А. Ад­лера, Э. Фромма, К. Хорни. Акцент в них делается на то, что у че­ловека в состоянии внутриличностного конфликта происходит столкновение желания, другая отклоняет их (3. Фрейд). В теории Юнга внутриличностный конфликт - это переход к более низко­му уровню психики, т.е. он происходит в сфере бессознательно­го. У Хорни он анализируется с двух позиций: как столкновение стремлении к удовлетворению желаний и к безопасности и как противоречие «невротических потребностей», удовлетворение которых влечет за собой фрустрацию других.

II. Ситуативные концепции, опирающиеся на представле­ние конфликта как реакции на внешнее стечение обстоятельств и работах бихевиористов Д. Скинера, необихевиористов Н. Мил­лера, Дж. Долларда.

Исторически одной из самых влиятельных в психологии ока­залась традиция, рассматривающая мотивационные конфликты. Классиком в этой области признан Курт Левин, рассматривав­ший и выводящий их из анализа проблем, возникающих в жиз­ненной ситуации индивида. Предметом изучения для него ста­ли мотивы, вступающие в борьбу по причине несовместимости и одновременной актуализации. По Левину, внутриличностный конфликт - это ситуация, в которой на субъекта одновремен­но действуют противоположно направленные силы примерно одинаковой величины, и субъект вынужден делать выбор между тенденциями: положительной и отрицательной; положитель­ной и положительной; отрицательной и отрицательной. К кон­фликтному Левин относил одновременное воздействие на индивида противоположно направленных мотивов равной величины. При этом он различал три варианта течения этих конфликтов.

1. Альтернативы в равной мере привлекательные, но взаи­моисключающие (Буриданов осел). Здесь ключевыми являются факторы значимости и единовременности, без которых конфлик­та как такового бы просто не было.

2. Альтернативы в равной мере непривлекательные (выбор из двух зол, где нет меньшего).

3. Одна и та же цель в равной мере, но в разных аспектах является и привлекательной, и непривлекательной одновременно. Внутренняя борьба в этом случае связана со взвешиванием всех «за» и «против».

///. Когнитивистские концепции основываются на понимании конфликта как познавательного феномена в работах Л. Фестингера. Он рассматривает внутриличностный конфликт через когнитив­ный диссонанс, который представляет собой негативное состояние, возникающее в ситуации несоответствия знания и поведения или несовпадения двух знаний. Субъективно он переживается как дис­комфорт. Поэтому личность стремится устранить его.

Если большинство предшествующих подходов рассматрива­ли процесс принятия решения, то когнитивисты обратили внима­ние на то, что происходит в психике человека после этого. Согла­сование идей осуществляется разными путями:

1. Путем изменения отношения к одной из когниций (переде­лывание прошлого принятого решения создает собственные опо­ры для поддержки — причины, которыми мы оправдываем его це­лесообразность (Д. Майерс)). Все аргументы, которые были «за» и способствовали принятию решения, затем воспринимаются как более значимые и привлекательные, чем на стадии размышления.

2. Путем изменения одной из когниций (1 -я когниция - знаю, что курю, 2-я когниция знаю, что курить вредно: удаляегся одна из когниций или снижается ее значимость во внутренней струк­туре «Я»).

3. Путем увеличения консонансных составляющих, поддер­живающих когниций по сравнению с диссонанспыми (курить лег­кие сигареты, у которых снижено количество вредных веществ).

4. Путем перестройки «Я-концепции», т.е. проведение реви­зии всей системы и включения обеих когниций в более широкий контекст.

5. Путем создания защитных механизмов, представляющих сложившуюся ситуацию как отсутствие возможности выбора (пе­рекладывание ответственности на другого и представление себя не более чем орудием, техническим средством осуществления чужой воли) или оправдание себя наличием неконтролируемых внутренних состояний (усталость, опьянение, сильное эмоцио­нальное расстройство и т.д.) или полное вытеснение самого по­ступка.

Мы видим здесь две прямо противоположные возможности: выбор на уровне самосознания (между «Я-хороший» или «Я-плохой») и выбор в пользу ухода от сознательного решения пробле­мы (временного или абсолютного): я не могу поступить плохо, потому что я - хороший.

IV. В рамках гуманистического подхода внутриличностный конфликт в работах К. Роджерса, А. Маслоу, К. Левина, В. Фран-кла зависит от мотивов и потребностей человека.

V. Интеракционистские подходы при анализе внутрен­него конфликта исходят из понимания его как конфликта ролей (А. Голднер). Основатель концепции психосинтеза Р. Ассаджо-

ли видит сущность конфликта в наличии острых противоречий внутри личности, снижающих цельность «Я».

Одним из способов описания человека как субъекта де­ятельности является использование представлений о совокуп­ности его ролей, восходящее в западной социальной психологии к работам интеракционистов Дж. Мида и Ч. Кули. С их точки зрения человек получает свою социальную определенность че­рез систему взаимодействий с другими людьми в группе. Сила группы не равна сумме сил всех ее участников, так как сущес­твует эффект взаимодействия, называемый синергетическим. Разные члены группы выполняют в процессе взаимодействия разные функции, которые именуются ролями. И здесь кроется источник внутриличностного конфликта. Возникновение про­тиворечия между различными ролевыми позициями личности, ее возможностями и соответствующим ролевым поведением мо­жет привести к ролевым конфликтам. Традиционно различают два типа ролевых конфликтов:

- Личностно-ролевой конфликт: конфликт «Я-роль», где раз­личия возникают между требованиями роли и возможностями, представлениями о ней личности. Здесь проблема выбора возни­кает из-за неспособности соответствовать требованиям роли ли­бо из-за нежелания ей соответствовать. В этой ситуации человек может отказаться от выполнения роли или выбрать роль и изме­нить себе; возможен также какой-то компромиссный вариант сня­тия этого противоречия.

- Межролевой конфликт предполагает противоречие между разными ролевыми позициями, которые но каким-то причинам оказываются несовместимыми (семья - работа).

Типичными факторами, определяющими силу этого типа конфликтов, являются:

степень несовместимости разных ролевых ожиданий;

жесткость, с которой эти требования предъявляются;

• личностные характеристики самого индивида, его отно­шение к ролевым ожиданиям.

Особенно трагичными являются конфликты, затрагивающие зону эталонных ролей, поскольку разрешение такого конфликта связано с необходимостью изменения «Я-концепции личности», что сопровождается довольно болезненными переживаниями. Здесь тоже возможен неконструктивный вариант выхода из конфликта за счет использования механизмов внутриличностной за­щиты, отсрочивающих решение проблемы или блокирующих ее осознавание.

В большинстве теорий внутриличностного конфликта, раз­работанных зарубежными психологами, основу составляют кате­гория противоречия, внутренней борьбы и понятие психологиче­ской защиты (преодоление конфликта). Протекание ВК связыва­ется с негативными переживаниями.

Среди отечественных психологов одним из первых ВК ис­следовал Лурия. Под ним он понимал ситуацию, когда в пове­дении индивида сталкиваются две сильные, но противоположно направленные тенденции. Значительный вклад в развитие те­ории ВК внесли Мерлин, Мясищев, Левитов и Славина. Мер­лин рассматривал ВК как «результат острого неудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и отношений личности». Если в процессе деятельности возникает состояние длительной де­зинтеграции личности, выражающееся в обострении противо­речий между различными сторонами, свойствами, отношени­ями и действиями личности, то такое психическое состояние называется внутриличностным конфликтом. Левитов трактует ВК как борьбу мотивов, которая осознается как переживание душевного разлада.

В последние годы внутриличностный конфликт активно изучается Е. Василюком, Т. Титаренко, Е. Донченко. Е. Василюк рассматривает его как один из видов критических жизненных ситуаций (наряду со стрессом, фрустрацией и кризисом). Конф­ликт возникает в результате столкновения двух внутренних по­буждений, отраженных в сознании в виде самостоятельных цен­ностей, протекает в форме особого «ценностного переживания». Его показателем является сомнение в истинной ценности моти­вов и принципов, которыми руководствовался в жизни субъект.

Внутриличностные конфликты можно разделить на две груп­пы исходя из природы противоречий, лежащих в основе конфлик­та:

- результат перехода объективных противоречий во внутрен­ний мир человека (моральные, адаптационные конфликты);

- возникающие из противоречий внутреннего мира личности как отражение отношения личности к окружающей среде (моти-вационные конфликты, неадекватная самооценка).

Е. Донченко и Т. Титаренко выделяют три уровня развития психологического противоречия:

- психологическое равновесие внутреннего мира личности;

- нарушение равновесия, затруднение основных видов де­ятельности, проекция психологического дискомфорта на работу, на общение с окружающими;

- невозможность реализации планов и программ, выполне­ния своих жизненных функций до тех пор, пока не разрешится жизненный кризис.

Показатели внутриличностного конфликта, по А.Я. Анцупову и А.И. Шипилову:

Когнитивная сфера: противоречивость образа «Я»; сни­жение самооценки; осознание своего состояния как психоло­гического тупика, задержка принятия решения; субъективное признание наличия проблемы ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, которыми субъект ранее руководствовался.

Эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение; значительные отрицательные переживания.

Поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности деятельности; снижение удовлетворенности деятельностью; не­гативный эмоциональный фон общения.

Интегральные показатели: нарушение нормального меха­низма адаптации; усиление психологического стресса.

Условия возникновения внутриличностного конфликта:

Личностные условия связаны с возможностью осознания существующего противоречия:

- актуализация сложности внутреннего мира личности (при ее наличии);

- сложная и развитая иерархия потребностей и мотивов;

- высокий уровень развития чувств и ценностей;

- сложно организованная и развитая когнитивная структура, способности индивида к самоанализу, рефлексии.

Ситуативные условия:

- внешние: порождение новых мотивов в результате удовлет­ворения старых, ограничение важных для человека мотивов со стороны общества;

- внутренние: противоречия равнозначимых сторон лично­сти, осознание субъективной неразрешимости ситуации.

В отечественной литературе существует понятие критиче­ской ситуации, в которой субъект сталкивается с невозможнос­тью реализации внутренних необходимое гей своей жизни (моти­вов, стремлений, ценностей и т.д.). Конкретное описание и работа с критическими жизненными ситуациями определяется ее типом: стресс, фрустрация, конфликт и кризис. Здесь становится понят­ным, что внутриличностный конфликт - признак довольно слож­ной душевной организации личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: