double arrow

СФЕРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ


Общество (учреждения социальной сферы; государствен­ные учреждения; улица; общественный транспорт и т.п.).Ти­пы конфликтов: гражданин и общество, гражданин и чиновник, гражданин и гражданин. Н.В. Гришина выделяет мотивационные, когнитивные и деятельностные сферы жизнедеятельности и, исходя из этого, соответствующие виды подходов к интерперсо­нальным конфликтам.

Коллектив (организация).Типы конфликтов: руководи­тель - подчиненный; между сотрудниками одною ранга, слу­жебные и неслужебные. Причины: организационно-технические: распределение ресурсов; неудовлетворительные коммуникации; различия в целях и т.д. Психологические (социально-психологи­ческие): индивидуально-психологические особенности; социаль­но-психологические явления (позиция, статус, роль, внутренняя установка и др.).

Семья.Типы конфликтов: супружеские конфликты, родите­ли и дети; супруги - родственники. Причины: ограничение свобо­ды, активности и действий; девиантное поведение одного или нескольких членов семьи; наличие противоположных интересов; сексуальная дисгармония; материальные проблемы; индивиду­ально-психологические особенности и уровень психолого-педаго­гической культуры членов семьи.

1. Мотивационныи подход, исходя из которого можно рас­сматривать и конфликты интересов. Самым распространенным и используемым в конфликтологической экспериментальной практике является ситуационная концепция, в которой М. Дойчпредполагает рассмотрение конфликтов в контексте общей сис­темы взаимодействия. С его точки зрения следует различать сле­дующие фундаментальные измерения интерперсональных отно­шений:

кооперация - конкуренция;

распределение власти (равное - неравное);

ориентация на задачу - социально-эмоциональная ориен­тация;

формальный - неформальный характер отношений;

• интенсивность и значимость отношений.

2. Когнитивный подход,в рамках которого рассматриваются также ценностные проблемы. Их возникновение и развитие обус­ловлены структурой задачи, когнитивными структурами проти­востоящих сторон, степенью согласованности используемых ими стратегий. Когнитивные конфликты легко соскальзывают в плос­кость сугубо эмоциональных отношений, затрагивающих уже не предметную сторону противоречия, а личностные особенности включенных в него людей. Подобные трансформации вызваны неадекватностью оценки когнитивного конфликта участниками межличностного взаимодействия вследствие негативности и не­аргументированности их критических высказываний.

3. Деятельностный подход, рассматривающий конфликты в сфере деятельностей, к коим можно отнести и ролевые столк­новения, по-разному трактуется в отечественной и западной тра­диции:




• в отечественной литературе - в контексте организационной сферы, где, например, Н.А. Полозова выделяет предметно-дело­вые и личностно-прагматические факторы конфликтов, отмечая закономерность перерастания предметных разногласий в эмоци­онально-личностные;

• в западной литературе к этому направлению относится драматерапия Я.Л. Морено и его последователей, рассматриваю­щая взаимодействие партнеров как ролевые отношения; причем основанием для психического равновесия во взаимодействии яв­ляется ролевое дополнение или ролевая конвергеция, тогда как дивергенция становится реальной возможностью для конфликт­ного столкновения.

Кроме распределения по сферам существует классификация межличностных конфликтов по возможным последствиям на конструктивные и деструктивные. Обычно обе эти стороны кон­фликта сосуществуют друг с другом, но возможно попытаться определить, какая из сторон преобладает.

Конструктивные последствия межличностных конфлик­тов:

прояснение взаимоотношений между людьми;

• нахождение способов улучшения взаимоотношений;

создание общности людей, причастных к решению проб­лемы;

• расширение сферы сотрудничества на другие области;

ускорение процесса самоосознания.

Деструктивные последствия конфликта проявляются в слу­чае, если столкновение выходит за пределы предметно-содержа­тельной сферы в плоскость личностно-эмоциональную:

призрачность выигрыша ввиду осложнения личных отно­шений;



снижение самооценки проигравшей стороны;

напряженные послеконфликтные отношения;

• отрицательное влияние на здоровье

Наконец, А.С. Кармин выделяет в качестве критерия класси­фикации межличностных конфликтов их реальность или истин­ность/ложность:

подлинный конфликт, объективно существующий и адек­ватно воспринимающийся;

случайный или условный конфликт, зависящий от легко меняющихся обстоятельств, что не всегда адекватно осознается сторонами;

смещенный конфликт, скрывающий за собой неявный, но являющийся более глубоким конфликт;

неверно приписанный конфликт между сторонами, оши­бочно понимающими и неверно истолковывающими проблемы;

латентный конфликт, неосознаваемый конфликт, который пока существует в скрытом виде;

ложный конфликт, существующий в силу ошибок воспри­ятия или интерпретации, не имеющий объективных оснований.

Также существует типология интерперсональных конфликтов по причинам их появления. По данному критерию все конфликты можно разделить на две большие группы:

/. Глубинные конфликты включают в свою орбиту важные для личности ценности, интересы, цели, связанные с образом «Я». Они могут длительно существовать, не обнаруживая себя явно. Возникают они закономерно, так как обусловлены психическим складом личности, историей ее развития и общения. Причины их появления всегда внутренние, определяемые глубинными пот­ребностями и ценностями личности.

2. Ситуативные конфликты имеют внешнюю, чаще все­го случайную причину своего появления и не затрагивают важ­ные жизненные ценности личности. Они носят эмоционально-взрывной характер и начинаются сразу с инцидента. Примерами начала таких конфликтов являются грубость продавца, выговор начальника, невозвращенная вовремя вещь, взятая без разреше­ния книга и т.д.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: