double arrow

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ

Межличностные конфликты тесно связаны с другими типами конфликтов. Очень часто межличностные конфликты вытекают из внутриличностных проблем: противоречивые тенденции внут­ри личности ведут к столкновениям с другими людьми. Не находя ответов на свои вопросы, человек начинает обвинять других лю­дей в своих сложностях, начиная вести себя неадекватно. Парт­неры по общению, не всегда представляя трудности оппонента, поддаются на провокацию и вступают в конфликт, «закручивая спираль» межличностного конфликта.

Наряду с этим межличностные конфликты включены в стол­кновения другого уровня - внутри- и межгрупповые. К участ­никам конфликта нередко примыкают поддерживающие их сто­ронники, что ведет к расширению социальной среды конфликта. Верно и'обратное предположение: групповое столкновение по принципу «мы - они» делает людей из враждующих группиро­вок личными врагами, что ведет к вырастанию межличностных конфликтов из конфликта организационного или группового. Та­ким образом, внутриличностный, межличностный и групповой конфликты обусловливают друг друга, вытекают друг из друга, образуя кольцевую структуру, как логично отмечает А.С. Кар­мин.

Если возникла конфликтная ситуация, то прежде чем «ввязываться в драку», необходимо серьезно взвесить все воз­можные «за» и «против» в предполагаемом конфликте и задать несколько вопросов: Действительно ли существуют противоре­чия, из-за которых стоит конфликтовать? Возможно ли решить возникшие проблемы другими способами, не прибегая к конф­ликту? Существуют ли гарантии, что вы достигнете желаемых результатов в предстоящем конфликте? Каковы возможные пос­ледствия конфликта? Желательно, чтобы ваш оппонент в пред­полагаемом конфликте с этих же позиций проанализировал воз­никшую конфликтную ситуацию и возможные пути ее развития. Всесторонний анализ конфликтной ситуации способствует на­хождению взаимоприемлемых решений, предотвращает откры­тую конфронтацию сторон и помогает не только сохранить нор­мальные отношения между бывшими оппонентами, но и устано­вить между ними отношения взаимовыгодного сотрудничества.

Избежать конфликта можно также избегая непосредственных контактов с конфликтными людьми, с тем, кто вас чем-то раздра­жает, с теми, кого раздражаете вы. Если в силу тех или иных обсто­ятельств избежать общения с трудными людьми не удается, то во взаимоотношениях с ними следует использовать соответствующий

подход.

Одним из методов предотвращения конфликта является са­моустранение от конфликтной ситуации. В соответствии с этим методом следует уклоняться от решения проблем, которые не за­трагивают ваших интересов и ваше участие в их решении ничем не обусловлено. Например, кто-то сильно раздражен и эмоцио­нально возбужден. Вы из лучших побуждений пытаетесь помочь этому человеку, хотя вас об этом не просили. В результате вы мо­жете ввязаться в чужой конфликт и стать объектом для «залпово­го выброса» отрицательных эмоций.

Если межличностный конфликт предотвратить не удалось, то возникает проблема его урегулирования и разрешения. Одним из первых шагов в этом направлении является факт признания суще­ствующих между индивидами противоречий. Бывают случаи, ког­да один из оппонентов еще не в полной мере осознал причины возникновения проблем. Когда же наличие противоречий осоз­нают обе стороны конфликта, откровенный разговор помогает четче определить предмет спора, очертить границы взаимных претензий, выявить позиции сторон. Все это открывает следую­щую стадию в развитии конфликта - стадию совместного поиска вариантов его разрешения.

Совместный поиск выхода из конфликтной ситуации также предполагает соблюдение ряда условий, например:

отделить реальные причины конфликта от инцидента -формального повода для начала столкновения;

• сконцентрировать внимание на существующих проолемах,

а не на личных эмоциях;

действовать по принципу «здесь и сейчас», т.е. решать проблемы, непосредственно ставшие причиной данного конфлик­та не вспоминая другие спорные события и факты;

' • создавать обстановку равного участия в поисках возмож­ных вариантов урегулирования конфликта;

говорить только за себя; уметь слушать и слышать другого;

• создавать климат взаимного доверия и сотрудничества.

Если в межличностном конфликте преобладают негативные тенденции (взаимная неприязнь, обиды, подозрения, недоверие, враждебные настроения и т.д.) и оппоненты не могут или не же­лают идти на диалог, то в качестве первого этапа урегулирования конфликта следует использовать так называемые косвенные ме­тоды урегулирования межличностного конфликта. Рассмот­рим некоторые из них.

1 Метод «выхода чувств». Оппоненту дают возможность высказать всё, что у нею наболело, и тем самым понижают спро­воцированное конфликтом эмоционально-психологическое на­пряжение. После этого человек в большей степени предрасполо­жен к поиску вариантов конструктивного урегулирования конф­ликтной ситуации.

2. Метод «положительного отношения к личности», кон­фликтующий, прав он или виноват - всегда страдалец. Надо вы­сказать ему свое сочувствие и дать положительную характери­стику его личным качествам типа: «Вы человек умный, и т.д.». Стремясь оправдать положительную оценку, прозвучавшую в его адрес, оппонент будет стремиться найти конструктивный способ разрешения конфликта.

3 Метод вмешательства «авторитарного третьего». Чело­век находящийся в межличностном конфликте, как правило, не воспринимает высказанных оппонентом в его адрес положительных слов. Оказать содействие в таком деле может некто «третий», пользующийся доверием. Таким образом, конфликтующий будет знать, что его оппонент не такого уж плохого о нем мнения, и этот факт может стать началом поиска компромисса.

4 Прием «обнаженная агрессия». В игровой форме в присут­ствии третьего лица оппонентам дают «выговориться о наболев­шем» В таких условиях ссора обычно не достигает крайних форм, и напряжение в отношениях оппонентов понижается.

5 Прием «принудительного слушания оппонента». Кон­фликтующим ставят условие внимательно слушать друг друга. При этом каждый, прежде чем ответить оппоненту, должен с оп­ределенной точностью воспроизвести его последнюю реплику. Сделать это достаточно трудно, так как конфликтующие слышат только себя, приписывая оппоненту слова и тон, которых в дейст­вительности не было. Предвзятость оппонентов друг к другу становится очевидной, и накал напряженности в их отношении спадает.

Обмен позиций. Конфликтующим предлагают высказы­вать претензии с позиции своего оппонента. Этот прием позволя­ет им «выйти» за пределы своих личных обид, целей и интересов и лучше понять своего оппонента.

Важным этапом па пути разрешения конфликта является сама готовность к его разрешению. Для успешного разрешения конфлик­та в конечном счете необходимо, чтобы обе стороны проявили же­лание его разрешить. Но если такое желание будет проявлено хотя бы одной стороной, то и это даст больше возможностей и другой стороне для встречного шага. В межличностном конфликте сделать первый шаг на пути к разрешению конфликта довольно трудно: каждый считает, что уступить должен другой. Поэтому готовность к разрешению конфликта, проявленная одной из сторон, может сыграть решающую роль в разрешении конфликта в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: