double arrow

Отдельные виды конфликтов

Основные темы и понятия раздела

• Анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности

• Проблема конфликта в подростковом возрасте

• Представления о семейных конфликтах в подростковой культуре

• Внутригрупповой конфликт

• Межличностный конфликт

• Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов

• Психологические особенности внутриличностных противоречий учителей

Обычными основаниями для вычленения отдельных видов конфликтов в психологии являются либо стороны конфликта (представленные малыми группами, отдельными личностями или разными личностными образованиями), либо сферы раз­ворачивания отдельных видов конфликтных ситуаций. В со­ответствии с первым основанием в психологии различаются межгрупповые, межличностные или внутриличностные (или просто личностные) конфликты. Изучение конфликтов в рам­ках определенных отношений или социальных образований порождает их отдельные описания в виде, например, выделе­ния организационных или семейных конфликтов. Еще одно измерение, с позиций которого описываются конфликтные явления, — это возрастной срез, в соответствии с которым пси­хологи пишут о конфликтах и кризисах разных возрастных периодов. Безусловно, эти или иные классификации и систе­матизации обычно страдают определенной уязвимостью с точ­ки зрения нечеткости лежащих в их основе критериев, пересе­чения отдельных вычленяемых категорий и других возникаю­щих при построении типологий проблем.

Задача данного раздела, однако, состоит не в полном опи­сании всех возможных видов конфликтов на основе их стро­гой систематизации, а в отражении тех представлений об этих конфликтах, которые являются результатом их теоретическо­го или эмпирического изучения и создают необходимую осно­ву для продолжения их исследования.

Ограниченные рамки и обзорный характер материалов, за­данный жанром хрестоматии, неизбежно приводит к неполно­те их представления. Ощущение фрагментарности или даже отрывочности, которое легко может возникнуть при знаком­стве с этим разделом, связано, однако, не только с этим. Нема­лые проблемы связаны с тем известным фактом, что разные возрастные периоды или сферы жизни человека изучены в психологии далеко неравномерно. Прежде всего, и тому есть свои исторические и методологические причины, это большее внимание к детскому периоду жизни человека, а если говорить о конфликтах, то и более конкретно, к подростковому возрасту. И по сей день психологии больше известно о противоречи­ях, конфликтах и кризисах в ранние возрастные периоды, чем в зрелые годы жизни человека В той же мере можно говорить и о неравномерности наших представлений о разных сферах жиз­ни и жизнедеятельности человека. Тематика исследования ма­лых групп, внутри- и межгрупповых отношений десятилетия­ми была в большей мере ориентирована на описание и изучение позитивных явлений, чем на конфликты и иные «негативные» явления. Поэтому несмотря на устойчивые традиции исследо­вания групп в отечественной психологии внутригрупповым и межгрупповым конфликтам уделялось незаслуженно мало внимания, а прикладные исследования конфликтов, напри­мер, в организационной сфере, в области изучения трудовых групп и коллективов нередко подменялись выявлением тех или иных недостатков и рекомендациями по их устранению. Тем не менее, и в этой области отечественная психология име­ет определенный накопленный опыт, о чем свидетельствуют и работы, помещенные в этом разделе. При их отборе мы руко­водствовались желанием по возможности осветить разные виды конфликтов, с другой стороны — продемонстрировать разные подходы к их описанию, которые в то же время харак­терны именно для отечественно» психологии.

Начинается раздел «Отдельные виды конфликтов» с рабо­ты Я. Л. Коломинского. и Б. И. Жизневского, посвященной конфликтам детского возраста. Исследования такого рода не­многочисленны и, в противоположность описанию дегакях конфликтов в психоаналитической традиции, рассматривают проблемы детей в живом контексте их отношений. Статья Т. В. Драгуновой анализирует проблемы конфликта в подрост­ковом возрасте и, несмотря на то, что она была опубликована достаточно давно, обзор и сравнение разных подходов к пони­манию подростковых проблем придают ей фундаментальный характер. Невольно дополняет эту работу следующая за ней статья М. В. Розина, которая описывает проблемы современ­ных подростков через изучение их неформальной групповой культуры, в которой, как оказывается, проблемы с родителя­ми занимают немалое место. Описание «взрослых» конфлик­тов начинается с фрагмента работы известного отечественного

исследователя в области групп и коллективов А. И. Донцова, посвященного внутригрупповому конфликту, пожалуй, наи­более «трудноуловимому» из конфликтных явлений, анализ которого нередко уходит из группового контекста и подменяет­ся рассмотрением отдельных межличностных напряженностей. Следующий фрагмент относится к работе Р. Л. Кричевского и Е. М. Дубовской и посвящен межличностному конфликту и подходам к его пониманию. Тему интерперсонального конф­ликта продолжает статья Э. А. Орловой и Л. Б. Филонова, по­священная конфликтному взаимодействию. Межгрупповые конфликты и разные подходы к пониманию их природы и про­исхождения описываются по работе В. С. Агеева, посвящен­ной социально-психологическим проблемам межгруппового взаимодействия. Это описание дополнено единственной рабо­той зарубежного автора в этом разделе — фрагментом статьи Д. Кэмпбелла, в тезисной форме освещающим реалистиче­скую теорию групповых конфликтов. Более частные, практи­чески ориентированные исследования конфликтов представ­лены двумя работами — В. П. Левкович и О. Э. Зуськовой по семейным конфликтам и Л. М. Митиной и О. В. Кузьменковой по внутриличностным проблемам учителей. Семейные кон­фликты являются, пожалуй, наиболее популярным объектом изучения из всех видов конфликтов, и представленная в этом разделе работа отражает довольно распространенный подход к их изучению в социальной психологии. Работа Л. М. Мити­ной и О. В. Кузьменковой, напротив, довольно необычна ори­ентацией на изучение глубинных внутриличностных проблем в сочетании с практическими задачами и изучением професси­ональной сферы деятельности личности. Безусловно, данный раздел мог бы быть значительно расширен за счет многих других работ, не вошедших сюда только из-за неизбежной ограни­ченности его объема.

Я. А. Коломинский, Б. П. Жизневский

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ДЕТЬМИ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ [60]

Проблема конфликта в последнее время привлекает к себе все большее внимание исследователей. И если раньше кон­фликты различного рода — межгрупповые, межличностные и внутриличностные — рассматривались главным образом как явление негативное, то сегодня все чаще предметом изучения становятся позитивные последствия конфликта в отношени­ях между членами группы, семьи, в процессе творческой дея­тельности личности. В качестве очередного этапа исследова­ний следует говорить о той роли, которую играет конфликт в процессе психического развития в целом и формирования личности.

В этой связи представляется важным обращение к идеям Л. С. Выготского о развитии высших психических функций, которые он рассматривал именно в плане формирования лич­ности: «Культурные формы поведения суть именно реакции личности. Изучая их, мы имеем дело не с отдельными процес­сами, взятыми in abstracto и разыгрывающимися в личности, но с личностью в целом... Прослеживая культурное развитие психических функций, мы прочерчиваем путь развития лич­ности ребенка»[61].

Как известно, основной особенностью высших психиче­ских функций является их опосредованность знаками, искус­ственными стимулами — средствами, которые вырабатывают­ся человеком в процессе сигнификационной деятельности и используются для управления своим поведением. В свою оче­редь, возникновение знаков изначально происходит в ситуа­ции столкновения различных побуждений, что, по сути дела, и есть конфликт. Другими словами, знаки не возникают как некое дополнение к поведению человека, их появление обусловлено известной необходимостью в ситуации, когда че­ловек должен сделать выбор между различными побуждения­ми; функция знака как раз и состоит в преодолении этой кон­фликтной ситуации.

Но неясно, как непосредственно это происходит. Л. С. Вы­готский указывал на две предпосылки к возникновению знаков: это, во-первых, возможность образования новых условных реф­лексов у человека как высшего биологического существа и, во-вторых, это сам факт «социальной жизни и взаимодействия людей»[62].

Следует отметить, что в отношении к первой предпосылке на сегодняшний день уже имеется ряд исследований, хотя и выполненных с иных теоретических позиций и главным обра­зом на животных. Результаты этих исследований показывают определенные закономерности возникновения у животных новых форм поведения в ситуации сшибки стимулов, которые при известном стечении обстоятельств позволяют им преодо­леть подобные затруднительные ситуации. В то же время роль общения между людьми в процессе возникновения знаков как средств управления поведением изучена явно недостаточно.

Исходя из сказанного, мы обратились к анализу особенно­стей конфликтов на ранних стадиях онтогенеза — у детей от 1-2 до 5-6 лет. Было собрано и проанализировано 397 прото­колов наблюдений за конфликтами детей в ходе различных игр, преимущественно сюжетно-ролевых, а также подвижных, строительных, настольных и др., т. е. в ходе тех игр, которые дети организовывали самостоятельно в период пребывания в детском саду. Выбор конфликтов именно в игре был обуслов­лен тем, что для детей игра является наиболее значимым ви­дом деятельности и здесь чаще всего возникают конфликты между ними.

При этом необходимо отметить, что если при внутриличностном конфликте происходит борьба различных побуждений в одном человеке, то в ситуации межличностного конфликта, которым в данном случае и является детский игровой конфликт, имеет место столкновение интересов разных людей. Собственный генезис конфликта на начальных стадиях онтоге­неза идет, скорее всего, от конфликта межличностного к внутриличностному, т. е. происходит его соответствующая интерио-ризация из внешнего плана во внутренний, и только с развитием личности ребенка, усложнением ее внутреннего содержания могут возникать и конфликты внутри самой личности, напри­мер между различными мотивами поведения.

В ситуации межличностного конфликта между детьми в игре ее участники сталкиваются с необходимостью решения тех или иных коммуникативных задач — например нужно ре­шить, кто будет исполнять главную роль. Заявления детей о своих притязаниях на эту роль представляют собой опреде­ленные варианты этого решения, персонализированные в лице их заявителей. Если участники игры хотят играть вместе, то они должны принять какое-то общее решение, которое и явля­ется, по-видимому, определенным знаком, своеобразным со­циально-психологическим орудием, с помощью которого уже не отдельные дети, а играющая группа в целом управляет сво­им поведением.

С этой точки зрения и был осуществлен анализ собранного материала. Приведенные ниже данные мы не рассматриваем как окончательные, поскольку они могут быть уточнены в ходе дальнейших исследований. Речь, скорее, идет об определен­ных тенденциях в поведении детей в конфликтных ситуациях. Главным является именно анализ тех элементов взаимодей­ствия, которые в своей совокупности составляют структуру конфликта. Основными компонентами этой структуры, выде­ленными нами в качестве аспектов анализа, являются следую­щие: причины возникновения конфликтов между детьми в игре, способы воздействия детей друг на друга в ходе конфлик­та и особенности разрешения детских игровых конфликтов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: