Предмет философии права

ХРЕСТОМАТІЯ

З ФІЛОСОФІЇ ПРАВА

ТОМ 1

ПРЕДМЕТ ФІЛОСОФІЇ ПРАВА

 
 


З М І С Т

Нерсесянц В.С. Предмет и задачи философии права………………………………3

Козловський А.А. Філософські константи правого пізнання. Гносеологічні

засади взаємозв’язку філософії та права………………………………………..9

Пермяков Ю.Е. Введение в философию права ………………………………………11

Невважай И.Д. Философия права: проблема рациональности права………….…14

Вальденберг В. О задачах философии права…………………………………………17

Спекторский Е.В. Юриспруденция и философия ……………………………..………20

Франк С.Л. Социальная философия и философия права………………………….…27

Кизяковский В.В. Философия права и её место в системе юридических наук……28

Нерсесянц В.С.

Предмет и задачи философии права


Предмет философии права

Философия права занимается исследованием смысла права, его сущно­сти и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и челове­чества.

Правовая тематика, как известно, изучается всей юридиче­ской наукой, предметом которой является так называемое позитив­ное (положительное) право. При этом для традиционных юридиче­ских дисциплин (от теории госу­дарства и права до отраслевых наук) официально-властная данность позитив­ного права выступает в ка­честве высшего авторитета в вопросе о том, что есть право в данное время и в данном месте. Необходимость и важность как офи­циаль­но-властного установления действующего права, так и его изуче­ния методами и средствами юриспруденции (юридико-аналитиче-ская обработка нормативного материала, его комментирование, систематизация и классифи­кация, разработка вопросов законода­тельства и правоприменения, юридиче­ской техники и т. д.) очевид­ны и общепризнанны. Все это имеет большое практическое и науч­ное значение.

Но вне сферы юри дико-аналитического подхода к позитивно­му праву (т. е. того, что традиционно именуется "юридической дог­матикой") остается целый ряд проблем общетеоретического, фило­софского профиля, которые входят в предметную область филосо­фии права.

Официально-властный авторитет, которым установлено пози­тивное право, — это, конечно, существенный факт, значимый не только для прак­тики, но и для любой теории. И с этим обстоятель­ством считается не только юридическая догматика, но и любая философия права.

Однако уже на уровне обыденного сознания (при всей его за­конопос­лушности и почтении к властям) очевидно, что одно дело — авторитет зако­нодателя и совсем другое дело — разумность, пра­вильность, справедливость самого закона, которым регламентируются все основные стороны жизни че­ловека, его права и обязанности.

По своей разумной природе человек живет и действует (пусть и ошиба­ясь) в определенным образом осознаваемом (и "пропущенном" через созна­ние) и осмысленном мире, и это относится к числу фундаментальных свойств человеческого бытия, ориентации и дея­тельности в мире. Человеческий спо­соб бытия включает в себя ура­зумение, осмысление, понимание этого бытия, себя и всего осталь­ного мира, себя в мире и мира в себе.

Так же в принципе обстоит дело во взаимоотношениях чело­века с ми­ром права. Он подвергает все правовые данности, в том числе и официально-властную данность позитивного права, сомне­ниям, проверкам, суждениям и оценкам своего разума — обыден­ного, теоретического, философского.

Это испытание позитивного права на разумность, справедли­вость, ис­тинность, подлинность, правильность и т. д., хотя и обла­дает тем или иным критическим потенциалом в отношении к пози­тивному праву, продиктовано, однако, не придирками к властям и их установлениям, а фундаментальными свойствами и проблема­ми общественного бытия человека, потребностями познания при­роды и смысла права, его места и значения в совместной жизни людей.

Цель разума — истина, и философия права занята поисками истины о праве.

С точки зрения позитивного права, вся истина а праве дана в самом по­зитивном праве, под которым имеются в виду все властно признанные источ­ники действующего права (законы, подзаконные акты, санкционированное обычное право, судебные прецеденты и т. д.), все официальные установления, наделенные законной силой, т. е. обобщенно говоря, — закон.

Такой подход к праву, сводящий право вообще к позитивному праву, т. е. отождествляющий право и закон, характерен для юри­дической догматики и представлен в различных вариантах юриди­ческого позитивизма и легизма (от 1ех — закон). Здесь, следова­тельно, истина о праве исчерпывается волей законодателя, мнени­ем и позицией официально-властного установителя пози­тивного права.

Эта позиция, конечно, не соответствует природе и требовани­ям разума, ориентированного не на мнения и авторитеты, а на ис­тинное, теоретически, философски осмысленное знание о соответ­ствующем объекте, в данном слу­чае — о праве.

Уже простые размышления о позитивном праве порождают целый ряд вопросов, ответы на которые требуют выхода за рамки позитивного права и позитивистского понимания. Почему именно эти, а не другие нормы позити­вированы и даны законодателем в качестве позитивного права? От чего зави­сит сама эта позитивация чего-то в качестве права — только ли от позиции и воли законода­теля или есть какие-то иные (и какие именно) объективные, не зависящие от этой воли, основания законотворчества? Что такое, собственно говоря, право? В чем состоят его природа и сущность, его специфика, его отличительные особенности? Каково соотноше­ние права и других социаль­ных норм? Почему именно нормы пра­ва, а не нравственные, моральные или религиозные нормы обеспе­чиваются возможностью принуждения? В чем ценность права? Спра­ведливо ли право и в чем состоит справедливость права? Всякий ли закон является правом или возможно правонарушающее, антипра­вовое законодательство, произвол в форме закона? Каковы предпо­сылки и условия для господства права, каков путь к правовому закону?

Основной смысл этих и подобных вопросов в теоретически кон­цен­трированном виде можно сформулировать в виде проблемы различения и соотношения права и закона, которая имеет опре­деляющее значение для лю­бого теоретически последовательного правопонимания и обозначает пред­метную область философии права.

Без той или иной концепции такого различения права и закона мы в своем правопонимании неизбежно остаемся в одномерной плос­кости властно данного позитивного права, т. е. по сути дела — в рамках официального за­кона, в границах позитивистского законо­ведения и легизма.

Прошлые и современные философские учения о праве вклю­чают в себя тот или иной вариант различения права и закона, что собственно и опре­деляет философско-правовой профиль соответст­вующего подхода. Речь при этом идет о различных формулировках такого различения, в частности, о различении права по природе и права по человеческому установлению, права естественного и пра­ва волеустановленного, справедливости и закона, естест­венного права и человеческого права, естественного права и позитивного права (сам термин "позитивное право" возник в средневековой юриспру­ден­ции), разумного права и позитивного права, философского пра­ва и позитив­ного права, правильного права и позитивного права и т. д.

За этим терминологическим разнообразием по сути дела ле­жит то, что в теоретически обобщенной и генерализированной фор­ме мы обозначаем как право и закон, их различение и соотно­шение.

Такое теоретическое различение права и закона не только тер­миноло­гически, но и понятийно, по своему смыслу выступает как общая теория для всех остальных (названных и иных) частных слу­чаев подобного различения и тем самым позволяет понять и выра­зить момент общности и единства в по­знавательной ориентирован­ности, в смысловой структуре и предмете различ­ных прошлых и современных философско-правовых учений.

Ведь именно наличие момента такого внутреннего единства оправды­вает объединение внешне разноликих учений под общим названием "филосо­фия права" и дает содержательное основание для их понимания и толкования в качестве той или иной концепции именно философии права, понимаемой не в виде случайного набора и конгломерата разнородных воззрений, а как предметно опреде­ленной и внутренне единой дисциплины (научной и учеб­ной).

Та или иная концепция правопонимания (в русле определен­ного вари­анта различения и соотношения права и закона) в пред­метно развитом и со­держательно развернутом виде охватывает весь мир права, все правовое в его сущностно-понятийном единст­ве, во всех его определениях и реальных про­явлениях.

Бытие права в человеческом мире подразумевает и включает в себя правовую определенность и упорядоченность мира челове­ческого бытия, правовое понимание и правовой подход к основным отношениям, формам, институтам и установлениям в обществен­ной жизни людей.

Этот правовой подход (правовое понимание, толкование, ха­рактери­стика, оценка и т. д.) распространяется и на такой осново­полагающий инсти­тут общественной жизни людей, как государст­во. Поэтому в предметную область философии права традиционно включаются проблемы философского исследования государства, тематика философии государства.

Это обусловлено уже тем, что государство устанавливает, под­держи­вает и проводит в жизнь закон, нормы позитивного права, обеспечивает их общеобязательность возможностью применения соответствующего государ­ственного принуждения. Но в поле фило-софско-правового интереса, помимо законодательной, законозащит-ной и иной деятельности государства, нахо­дится и целый ряд дру­гих проблем, в числе которых: право и государство, человек — об­щество — государство, правовые формы осуществления функ­ций государства, правовая организация самого государства, государст­во как правовой институт, правовое государство как реализация идеи господства права и т. д.

Различение и соотношение права и закона и представляет со­бой ту предметную сферу и теоретическое пространство, в рамках которого вся эта проблематика правопонимания (от понятия права до правового понимания закона и государства) может быть адек­ватно осмыслена и содержательно развернута в виде последова­тельного философско-правового учения.

Смысл сказанного можно резюмировать следующим образом:

предметом философии права является право в его различении и соотношении с законом.

Под углом зрения именно такого понимания предмета данного курса в нем рассматриваются как основные проблемы философии права (общая часть курса), так и различные прошлые и современные концепции философии права (специальная часть курса, посвя­щенная историческому развитию и современ­ному состоянию фило­софии права).

При этом отбор проблем общей части и философско-правовых концеп­ций в специальной части курса продиктован задачами дос­таточно полного для учебных целей освещения основных моментов предмета философии права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: