Признаки права

Интегративный подход

Право – это система общеобязательных формально определенных установленных и обеспеченных государством норм, правил поведения, регулирующих наиболее важные общественные отношения и выражающих масштаб свободы личности в данном обществе.

С точки зрения классовой теории право – выражение и закрепление воли экономически господствующего класса.

Признаки права.

1. Нормативность. Право представляет собой нормы – правила поведения общего характера, закрепляющие типичные образцы поведения (действий, бездействий) участников общественных отношений в типичных жизненных ситуациях. Правило действует Непрерывно во времени, в отношении Неопределенного круга лиц, Неограниченное количество случаев.

2. Системность. Право представляет собой систему, т.е. упорядоченную организованную совокупность норм, которые внутренне непротиворечивы, согласованы по своему содержанию и обеспечивают на основе единых принципов детальную регламентацию всех общественных отношений. Для права характерна микро и макросистемность. Микросистемность характеризует первичный элемент права - правовую норму, которая сама состоит из взаимосвязанных и внутренне согласованных элементов. Макросистемность характерезует право вцелом, т.к. первичные элементы интегрированы в правовые общности, институты и отрасли и обеспечивают регламентацию каждого общественного отношения в совокупности, во взаимосвязи друг с другом.

3. Регулятивность. Право являеться регулятором общественных отношений, т.к. представляет субъектам образцы их собственного поведения, требований, которые они могут предъявлять к иным лицам, образцы возможных вариантов организации отношений.

4. Интеллектуально-волевое содержание. Само содержание правил и норм – это результат деятельности сознания и воли и с другой стороны они обращены к сознанию и воле участников общ. отношений.

5. Общеобязательность для исполнения и соблюдения всеми участниками общ. отношений. Юр. Ответственность за нарушение права.

6. Госуд. Обеспеченность. Государство обеспечивает само существование права, создает условия для его реализации и принудительного исполнения его требований.

7. Формальная определенность. Все правовые нормы имеют жесткую форму внешнего выражения и фиксации. Любое изменение формы выражения нормы изменяет её смысл и содержание требований.

8. Право не тождественно закону. Они соотносятся как содержание и форма. Форма м.б. устарелой, противоречивой…Право д.б. выражением справедливости (в идеале).

5, 6, 7 обладает только право.

Право в объективном смысле – воплощение права в определенных юридических источниках, критерий юридически дозволенного, правомерного и запрещенного, неправомерного поведения. Объективное право еще называют позитивным.

Субъективное право – те конкретные права, которые принадлежат каждому субъекту в отдельности, являются результатом претворения в реальность нормативных предписаний относительно конкретных субъектов.

Сущность права: основные теории и подходы, классовая и общесоциальная сущность права.

В философии под сущностью любого явления понимается совокупность наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и отношений, выражающих внутренние глубинные, необходимые связи и отношения, которыми определяются все другие своиства и признаки данного явления.

Сущность права – это главная, внутренняя устойчивая качественная характеристика права, которая раскрывает природу и назначение права в обществе.

Важно, чью волю выражает право, чьи интересы оно воплощает.

На право и его сущность оказывают влияние состояние экономики, национальный состав населения страны, уровень правовой и политической культуры общества и др. Поэтому представления о сущности права не оставались неизменными во все времена.

В юридической науке сложилось 2 главных подхода к определению сущности права: классовый и общесоциальный.

1) право выражает волю экономически господствующего класса и навязывает эту волю остальным классам и слоям общества, используя при этом методы насилия, принуждения и подавления. Классовые интересы превалируют над общенародными, а национальные – над общечеловеческими. Подход характерен для марксистской науки, которая рассматривает право как социально-классовый регулятор общественных отношений.

2) Право есть средство достижения компромисса, средство поиска договоренности, средство согласия, взаимных уступок, а в целом механизм управления делами общества. Это не означает, что право не связано с принуждением (оно необходимо в случае невыполнения правовых предписаний), но главным в праве является не принуждение и не насилие, а методы согласия и компромисса.

Таким образом, сущность права имеет двойственный характер. С одной стороны право выражает волю тех групп и слоев, которым принадлежит власть в государстве, а с другой – оно инструмент не только политического господства, но и общесоциального регулирования, так как обеспечивает функционирование общества как единого организма. Вторая сторона сущности права означает, что право как соц регулятор обеспечивает порядок в общественных отношениях, регулирует поведение человека и общностей людей, выражая идеи справедливости, свободы и равноправия людей, служит интересам общества. Право не исключает принуждения, искл принуждение в форме насилия и подавления.

Р.З. Лившиц: сущность права – система общественного порядка, основанного на учете интересов разных слоев общества, их согласии и снятии общественных противоречий.

Лейст О.Э: сущность права – нормативная форма упорядочения и стабилизации общественных отношений, охраняемая государственным принуждением.

В.Л. Кулапов: сущность права – выраженная и обеспеченная государством сбалансированная воля общества, установленная в форме общеобязательных предписаний меру свободного поведения человека в типичных социально значимых отношениях.

Функции права: понятие, признаки, виды.

Функции права – основные направления действия права, обусловленные его сущностью, предназначением и ролью в жизни общества.

Признаки функций права:

1) определяются сущностью права, его социальным назначением,

2) характеризуют необходимое воздействие права на общественные отношения

3) направлены на осуществление наиболее важных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества,

4) активно воздействует на общественные отношения, их упорядочение,

5) непрерывность, длительность действия.

Функции делятся на внешние и внутренние.

Внешние находятся как бы за пределами самого права и характеризуют право как социальный регулятор – общесоциальные функции:

- культурно-историческая (аккумулирует духовные ценности достижения мировой культуры)

- воспитательная (выражение идеологии, влияние на сознание и волю людей, формирование стимулов правомерного поведения),

- социального контроля (стимулирует определенное поведение, удерживает от совершения неправомерных действий)

- информационно- регулирующая (информирует о возможности того или иного социально значимого поведения и способствует социально полезному поведению)

Внутренние (собственно юридические) – способы юридического воздействия на поведение людей и общественные отношения, которые лежат в рамках самого права.

- регулятивная;

- охранительная (право устанавливает запреты и санкции за их нарушение, охраняет наиболее значимые общ. отношения и вытесняет нежелательные);

- оценочная (право содержит критерии оценки противоправный-допустимый).

В регулятивной выделяют регулятивно-статистическая и рег – динамическая.

Рег-стат заключается в регламентации правом основ организации государственной и общественной жизни, в определении и закреплении правового статуса 9н-р компетенция гос органа, форма правления, статус юр лица)

Рег- динамическая функция заключается в детальной регламентации правом изменений и развития общественных отношений, тюею установлении круга фактов, являющихся основанием возникновения, существования, прекращения отношений, способов реализации прав и обязанностей, установление процедур.

Также выделяют компенсационную(комп ущерба или вреда), ограничительную (ограничения прав и свобод человека в интересах защиты конституц строя, нравственности, здоровья..), восстановительную (восстанов-ие нарушенного права).

Воздействие права на общественные отношения осуществляется в формах: информационной, ориентационного (воспитательного) (выработка правовой установки у личности), правового регулирования(спец механизм и средства).

Понятие, система и функции социальной регуляции.

Социальное регулирование - это субъективный процесс упорядочивания общественных отношений путем подчинения их определенным правилам.

Социальное регулирование есть влияние правил, вырабатываемых обществом, на поведение человека, определение рамок этого поведения с целью такого воздействия на социальные процессы, которое бы обеспечивало упорядоченность и стабильность существования социума. Поэтому объектом социального регулирования всегда в конечном счете является человек, путем определения заранее социально желаемого акта его внешнего поведения в конкретной ситуации.

Способы социального регулирования по характеру воздействия делятся на три основные группы:

- побуждение — это воздействие, представляющее собой формирование у человека убеждения в выгодности определенного поведения. Этот способ основывается на воздействии на индивидуальное или групповое сознание и силе авторитета.

- понуждение — это воздействие, представляющее собой стимулирование (формирование потребности) желаемого поведения. Этот способ основывается на поощрении (материальном, моральном) за поведение следующее правилу.

- принуждение — это такое воздействие, когда социально необходимое поведение человека достигается возможностью применения насилия, в случае отклонения от установленных правил поведения.

Социальное регулирование предстает перед нами в многообразии форм выражения – от правовых (отдельные законы, кодексы) до моральных (кодексы чести, этика предпринимательства и др.), от эстетических (мода, стиль) до организационно-технических (правила безопасности, стандарты) оно бесконечно богато именно многообразием регулятивных систем и отражает всю многогранность человеческого бытия.

Социальный регулятор это механизм, обеспечивающий упорядочение общественных отношений.

Система социального регулирования включает в себя:

1. Нормативные регуляторы - регулирование посредством норм, т.е. одинакового масштаба, меры поведения, путем установления конкретных, четких рамок поведения участников общественных отношений.

Регулирующее воздействие нормативных регуляторов имеет целью упорядочить общественные отношения, достичь определенного их состояния, в том числе с помощью механизма социального принуждения. Систему нормативных регуляторов составляют нормы права, морали, политические, корпоративные нормы, обычаи, традиции, деловые обыкновения, нормативно-технические нормы и др. Разновидностью правовых регуляторов являются: правовой обычай; прецедент судебный и административный. К специфическим нормативным регуляторам относятся религиозные нормы.

Все нормативные регуляторы взаимодействуют друг с другом в процессе регулирования общественных отношений, а также с другими регуляторами, которые принято обозначать как ненормативные.

2. Ненормативные (индивидуальные) - это такие формы воздействия на общественные отношения, которые не представляют собой общий масштаб социальных действий, а предстают как индивидуальное упорядочение поведения людей при помощи разовых, персональных регулирующих акций, относящихся только к строго определенному случаю, к конкретным лицам.

Выделяют три вида ненормативных регуляторов - ценностный, директивный и информационный, также воздействующих на общественные отношения.

Ценностный (исторически сложившаяся система социальных ценностей, стереотипов поведения, психологических установок.) Они формируются в культуре общества или отдельных народов, наций, в профессиональной среде, половозрастных группах и т.д. Сохраняет свое регулирующее значение длительное время.

Директивный регулятор есть способ воздействия на общественные отношения с помощью директивы, приказа, указания, направленных на решение какой-либо важной задачи, цели.

Информационный - воздействие на общественные процессы с помощью средств массовой информации (СМИ), например использование СМИ в защите прав и свобод человека, для привлечения внимания общественности к важным вопросам жизни общества или к отдельным мероприятиям. Эффективность обусловлена связью с институтом гласности, т.е. этот институт обеспечивает участие населения в делах государства и его информирование о положении дел в стране.

Ненормативные регуляторы способны как умножить действие нормативных, в том числе правовых норм, так и затормозить, блокировать или нейтрализовать, исказить их действие.

3. Стихийные регуляторы - как непосредственное проявление естественных законов природы и общества. Факторы стихийного регулирования носят естественный характер и могут выражаться в виде конкретных событий общесоциального масштаба, явлений экономического порядка, феноменов массового поведения и т. п. Это, например, увеличение продолжительности жизни людей, массовые сезонные заболевания, демографические процессы, миграция населения, инфляционные ожидания и т. д.

Основу системы социального регулирования образуют социальные нормы.

Социальная ценность права

Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Ценность права – это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально-справедливых, необходимых потребностей и интересов граждан, общества в целом.

Право, прежде всего, обладает инструментальной ценностью, т.е. тем, что должно придавать действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивать их подконтрольность, делать отношения цивилизованными.

Ценность права и в том, что оно является выразителем и определителем (масштабом) свободы личности в обществе, определяет границы, меру этой свободы. Наконец, ценность состоит также в его способности быть выразителем идеи справедливости. Как общечеловеческая ценность оно выступает фактором прогресса, источником обновления общества.

Право имеет и собственную ценность, которая в демократическом обществе приобретает доминирующее значение.

Право в идеале (по определению) - это ценность, которая не присуща никакому другому социально-политическому явлению, ценность упорядоченной свободы человека, справедливости, консенсуса. В этом своем качестве право может предоставлять людям, их коллективам в виде субъективных прав простор для свободы, для активности в поведении, и в то же время оно направлено на то, чтобы исключить произвол и своеволие, противостоять им, сообразовать поведение с моралью, со справедливостью.

Социальная ценность. Именно как явление, противостоящее произволу и беззаконию и в то же время обеспечивающее простор для упорядоченной социальной свободы и активности, право само по себе занимает высокозначимое место в социальной жизни, выступает как фактор социального прогресса. И именно в этом отношении право и является значительной и притом - самостоятельной социальной ценностью.

Социальные и технические нормы: понятие, особенности, виды.

Социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации.

Социальным нормам присущ ряд признаков:

1) являются общими правилами, то есть социальные нормы действуют непрерывно во времени, обладают многократностью действия и обращены к неопределенному кругу лиц

2) возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей: (в процессе целенаправленной деятельности людей, в многократно повторяющихся актах поведения, в виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании и т.д)

3) регламентируют формы социального взаимодействия людей, то есть направлены на регулирование общественных отношений, поведения в обществе.

4) возникают в процессе исторического развития и функционирования общества,

5) соответствуют типу культуры и характеру организации общества.

Функции социальных норм:

Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие, обеспечивая стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Оценочная. Социальные нормы выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное — аморальное, правомерное — неправомерное).

Трансляционная. В социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства, которые не только сохраняются, но и «транслируются» в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвещение и т.д.).

Виды социальных норм:

1) по сфере действия: экономические, политические (регулируют поведение субъектов политической жизни, отношения между полит партиями, соц группами по поводу гос власти), экологические

2) по механизму действия: обычаи, религиозные, корпоративные, мораль, право.

Нормы права – правила поведения, которые устанавливаются и охраняются гос-вом.

Нормы морали – правила поведения которые устанавливаются в общ-ве в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общ-го мнения или внутренним убеждением.

Корпоративные нормы - правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества.

Обычаи – это правила поведения, сложившиеся в определенной общ-ной среде и в рез-те их многократного повторения вошедшие в привычку людей. Их особенность в том, что они исполняются в силу привычки, ставшей жизненной потребностью человека.

Традиции - наиболее обобщенные и стабильные правила поведения, которые возникают в связи с поддержанием выверенных временем прогрессивных устоев, определенной сферы жизнедеятельности чел-ка (напр. Семейные, нац-ные, военные и т.д.)

Ритуалы - разновидность соц-ных норм, которая определяет правили поведения людей при совершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия

Технические нормы – это правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и предметами природы. Технические нормы не имеют социального содержания, но при этом не отвергается их социальная значимость, важность их соблюдения. К техническим нормам относятся биологические, санитарно-гигеенические, технологические, экологические и др. Наиболее важные щакрепляются в нормах права, приобретают юридическую силу (технико-юридические). За их нарушение – юр ответственность (Правила противопожарной безопасности, ПДД, ГОСТы, стандарты и т..)

Место права в системе социальной регуляции

Право относится к нормативным социальным регуляторам. Систему нормативных регуляторов составляют нормы права, морали, политические, корпоративные нормы, обычаи, традиции, деловые обыкновения, нормативно-технические нормы и др. Праву присущи те черты, которые свойственны всем социальным нормам. (Социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации).

Но право отличается своей спецификой:

1) имеет особую нормативность (право четко определяет права и обязанности субъектов правового общения, а также меры юридической ответственности);

2) Нормы права имеют дифференцированное внутреннее строение (гипотеза, диспозиция, санкция);

3) Иерархичность (каждая норма занимает свое положение в системе права);

4) Качество системности (сложное институциональное образование, состоящее из норм, институтов, подотраслей и отраслей права);

5) Право в целом выражает идеи справедливости (справедливо то, что служит благу человечества, не ущемляет интересов других, не наносит вред обществу), свободы (где нет внешней свободы нет права), равноправия (равная для всех мера свободы, равные субъекты права);

6) Предмет регулирования – наиболее важные, фундаментальные институты жизни общества;

7) Специфическая форма выражения и закрепления – в законодательстве в широком смысле (законы, указы, другие НПА) – формальная определенность;

8) Характеризуется связью с государством, что делает его общеобязательным. Есть возможность применить гос принуждение или иные меры гос воздействия для обеспечения действия права;

9) Процедурность реализации права.

Право и мораль. Эти социальные регуляторы различаются способом формирования (государство-общество), формами закрепления (акты государства – религиозные литературные произведения), методами обеспечения (гос принуждение – общ мнение), оценочными критериями (правомерность – хорошо, плохо), характером ответственности (юр ответственность – осуждение), уровень требований к поведению (у морали выше), простанством действия.

Единство права и морали в том, что они являются универсальными регуляторами и распространяются на все общество.

Взаимодействие права и морали в сфере правотворчества (норма права должна учитывать устои) и реализации права (при определении личных качеств правонарушителя, юрид квалификации действий, толкования норм права «недобросовестность», «Особая жестокость»)

Противоречие между нормами морали и права возможно (отказ от детей в роддоме, свидетельство против родственников).

Понятие, структура и функции правовой системы.

Матузов. Понятия права и правовой системы соотносятся как часть и целое. Если под правом традиционно понимаются исходящие от государства общеобязательные нормы, то правовая система - более широкая реальность, охватывающая собой всю совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей.

Мелехин. Правовая система - совокупность внутренне согласованных, логически взаимосвязанных и обладающих различной юридической силой правовых актов государства.

Алексеев. Правовая система – совокупность всех правовых явлений (норм. учреждений, отношений, правосознания), существующих в ее рамках (правовая система в узком смысле).

Синюков. Правовая система – конкретно-историческая совокупность законодательства, юридической практики и господствующей правовой идеологии в данном государстве.

Критерим объединения, классификации правовых систем различных государств:

1. Общность генезиса (возникновения и последующего развития).

2. Общность источников, форм закрепления и выражения норм права. Речь идет о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы (в законах, договорах, судебных решениях, обычаях), об их роли, значении, соотношении.

3. Структурное единство, сходство. Построение нормативно-правового материала. На микроуровне – строение нормы права, ее элементов, на макроуровне –строение крупных блоков нормативного материала (отраслей, суботраслей, других подразделений).

4. Общность принципов регулирования общественных отношений. В одних странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и т.д., в других – теологические, религиозные начала (например, мусульманские страны), в-третьих – социалистические, национал-социалистические идеи и т.п.

5. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права.

Право, выраженное в законодательстве, обретает свои четкие рамки и в свою очередь вызывает к жизни новые правовые явления — элементы правовой системы: правоотношения, юридическую практику, правовые институты и учреждения.

Правовые отношения — это поведение субъектов на основе норм права. Правоотношение — динамика права, форма его жизни. Именно в рамках правоотношений может проявлять себя право, поскольку только здесь возникают и реализуются права и обязанности человека, удовлетворяются его интересы, наступает юридическая ответственность.

Юридическая практика — это всегда определенный результат или правотворческой, или правоприменительной деятельности. Наглядно показывает, что представляют юридические нормы в реальности и как они применяются.

Под "правовой идеологией" теория права понимает систематизированное научное выражение правовых взглядов, представлений, правовых требований определенных классов общества. Правовая идеология является составной частью правосознания. Вторая часть этого явления - правовая психология. В правовую идеологию входят явления духовного, мировоззренческого характера (юридическая наука, правовые понятия, правовые принципы, правовая культура, правовая политика и т.д.).

Основные функции правовой системы: интегративная, коммуникативная, регулятивная, охранительная.

Интегративная. Ей принадлежит ведущая роль по сравнению с другими функциями. Объясняется это, прежде всего социальным значением правовой системы, для реализации которого необходимо объединение всех компонентов системы. Воздействуя на социальные процессы, поведение членов трудовых коллективов, общественных объединений, социальных групп, слоев, правовая система способствует интегрированию, сплочению общества вокруг общегосударственных, общенациональных задач.

Регулятивная функция - регулятивное воздействие на общественные отношения, складывающееся из взаимосвязей правоотношений, правосознания и норм права.В этом смысле правовая система представляется «важнейшим инструментом управления развитием общественных отношений».

Коммуникативная функция соответствует одной из целей правовой системы - распространению знаний о праве, повышению роли юридической культуры, престижа закона, права в обществе. человек соотносит свои и чужие поступки с присутствием в его сознании эталоном - нормой права, правовым принципом, идеалом. И здесь задачей коммуникативной функции является воспитание личности, превращение мировоззренческих ценностей во внутренние убеждения и поступки человека.

Охранительная функция правовой системы. Она осуществляется при помощи особых юридических механизмов – институционно-правовых средств (нормативных и правоприменительных актов, охранительных правоотношений, ответственности и т.д.), на основе которых обеспечивается принудительное поддержание правопорядка, выполнение гражданами юридических обязанностей. Задача охранительной функции - предотвращение и пресечение правонарушений и иных социальных отношений. Для реализации этой задачи используются различные средства. Речь идет, прежде всего, об установлении системы правовых запретов.

Классификация правовых систем.

Правовая система – совокупность всех правовых явлений (норм. учреждений, отношений, правосознания), существующих в ее рамках (правовая система в узком смысле)

Правовая семья - это несколько родственных национальных правовых систем, которые характеризуются сходством некоторых важных признаков.

Критериями классификации правовых систем (разделение на правовые семьи) являются:

1) источники права;

2) структура права;

3) исторический путь правового развития;

4) понимание норм права.

В юрид литературе предлагаются и иные критерии: Р. Давид: идеологический (религия, философия, факторы экономической и социальной структуры), особенности юридической техники. Исходя из данных критериев выделяет три семьи: романно-германскую, англо-саксонскую и социалистическую. Все отсальные – их модификация.

К. Цвайгер критерием выдвинул правовой стиль, который охватывает 5 факторов: происхождение и развитие правовой системы, своеобразие юридического мышления, специфику правовых институтов, природу источников права и способы их толкования, идеалогические факторы. На данной основе выделяют восемь правовых семей, «правовых кругов»: романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама, индусское право, дальневосточное право.

Наибольшее распространение получила классификация на основе трех критериев (1, 2, 3). Выделяют 10 правовых семей: романно-германская, семья общего права (англосаксонская), славянская, латиноамериканская, скандинавская, мусульманская, индусское право, семья обычного права, дальневосточная, социалистическая.

Краткая характеристика правовых семей:

Романо-германская сложилась на основе рецепции римского права в 12-16 вв. и получила распространение в континентальной Европе. Особенности: источник права – нормативный правовой акт, единая иерархическая система источников права, признается деление на частное и публичное право, на отрасли, кодифицированное законодательство, сходство основных понятий и категорий (норма права – правило поведение, исходящее от государства), единая система правовых принципов, ведущая роль конституции. Подзаконные акты, обычаи и судебная практика служат вспомогательными источниками. Правовая доктрина используется лишь при толковании норм права, судьи не могут ссылаться на мнения известных ученых-юрисстов. Признается приоритет международного права. Р-Г ПС получила распространение в Латинской Америке, части Африки, на Ближнем Востоке, Японии.

Семья общего (прецендентного) права (англосаксонская). Особенности: главный источник права – судебный прецендент, который вправе создавать вышестоящие судебные инстанции (Апелляционный суд, Высокий суд, Палата Лордов), казуистический характер норм права, специфика структуры права (в ней выделяют прецендентное, право справедливости (из решений лорда-канцлера от имени короля), статутное право (парламентское происхождение, у суда широкое право усмотрения в отношении статутного)), важное значение процессуальным нормам, источникам доказательств, некодифицированное законодательство.

Группу английского права составляют Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Австралия. США имеет источником английское право, но обладает особенностями: имеет Конституцию, наряду с прецендентной системой действует система законодательства (Но законод нормы входят в правовую систему после неоднократного применения и истолкования судами), самостоятельность судов штатов, судебный контроль за законностью федеральных законов и законов штатов.

Славянская правовая семья определяется самобытностью государственности, особыми условиями экономической жизни (крестьянская община), тесная связь государства и православия, рецепция римского и германского права. По технико-юридическим приемам примыкает к романо-германской прав семье.

Латино-амереканская ПС восприняла романно-ге5рмансую правовую модель и ПС США. Значительная роль делегированного законодательства (правительственные акты в форме законов). Бразилия, Аргентина, Мексика.

Скандинавская ПС охватывает пять государств – Швеция, Норвегия, Финляндия, Исландия, Дания. Особенности: тесное правовое сотрудничество данных государств, большое число унифицированных актов, действующих во всех странах Скандинавии, некодифицированное законодательство, большая роль судебной практики.

Мусульманское право. Относится к религиозным правовым системам. Норма права – правило, адресованное всем мусульманам Аллахом через пророка Мухаммеда, не подлежит изменению, нуждается в толковании. Источники права: Коран, Сунна, Иджма, Кияс. Закон – второстепенный источник, который не должен противорецить исламу. Нет деления на частное и публичное. Выделяютя отрасли: уголовное, семейное, судебное. Простота судоустройства. Иран, Ирак, Пакистан, Саудовская Аравия…

Индусская правовая семья. Связь с кастовой системой, источник права – веды, семейное, наследственное право регулируется обычаями.

Семья обычного права. Страны Центральной и Южной Африки, Мадагаскар. Характерно регулирование обычаями, право групп, сообществ

Дальневосточная ПС. Китай (до 1949), Япония (до 1947), Гонконг, Индонезия, Корея). Характерно отрицательное отношение к праву, отождествление права с уголовным законодательством, идея примирения, внесудебного решения конфликтов, идеология конфуцианства.

Семья социалистического права. Основана на идеологии марксизма-ленинизма и концепции социалистического права как высшего типа, ярко выраженный классовый характер, узконормативное понимание права, основной источник – нпа (в основном ведомственные акты), императивный характер нпа, использование главным образом запретов и обязанностей, отсутствует конституционный контроль, судебный прецендент – не источник права, провозглашается приоритет государственных интересов над личными, нет деления на частное и публичное, есть только публичное, централизует управление хозяйственной жизнью, детально регламентирует договорные отношения, нормирует трудовую деятельность, распределение материальных благ. Провозглашает свою исключительность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: